Защита проекта первоцветы для доу. Проект "первоцветы"

Главная / Хозяйство

Елена Зубарёва
Проект по экологии «Берегите первоцветы!»

Проект по экологии в старшей группе "Берегите первоцветы !"

Паспорт проекта

Вид проекта : информационно-творческий

По продолжительности : краткосрочный (2 недели)

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители дошкольников

Актуальность проекта : Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания . Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский : “маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают особую потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять .

Цель проекта : Сформировать у детей представления о первоцветах (первых весенних цветах , растущих в нашей области, расширять кругозор дошкольников и обогащать их внутренний мир, воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Задачи проекта :

Расширять знания детей о первых весенних цветах , познакомить с особенностями их роста и развития, научить бережному отношению к природе

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, активизировать память и логическое мышление, способствовать развитию творческих способностей дошкольников и обогащению их внутреннего мира.

Формировать у дошкольников познавательный интерес и желание заботиться о растениях и животных, закрепить навыки поведения в живой природе, сформировать первоначальные основы экологической культуры дошкольников.

Воспитывать у детей дошкольного возраста любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту; желание стать другом природы, заботиться о ней, беречь и охранять ее ; привить детям навыки бережного отношения ко всему , что нас окружает

Интеграция образовательных областей :: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат : Работа над проектом позволит сформировать у дошкольников представления о первоцветах , их значении в жизни людей, расширит кругозор детей и поможет сформировать основы экологической культуры , привлечёт внимание родителей работе детского сада, воспитает у дошкольников чувство любви к родной природе и желание бережно относиться ко всему живому. Наши дошколята смогут понять, что необходимо защищать и охранять родную природу, чтобы будущие поколения смогли любоваться красотой нашей планеты.

Работа с родителями :

Консультация для родителей «Первоцветы рядом с нами . Мы их можем сохранить…»

Оформление папки-передвижки» Цветочные легенды.»

Участие родителей в творческом конкурсе рисунков на тему : «Берегите первоцветы

Реализация проекта :

Беседа :» Цветные ключики весны. Первоцветы

НОД :» К нам весна шагает быстрыми шагами…»

Беседа «Вырос на проталинке маленький подснежник…»

НОД : «Первые подснежники » (Рисование)

Беседа : «Маленькое солнышко на зелёной ножке.»

НОД :» Нарядился одуванчик в ярко-жёлтый сарафанчик» (Рисование)

Беседа : «Садовые первоцветы » .

НОД :» Расцвели тюльпаны ярко…» (Лепка)

Беседа : «Сбережём мы первоцветы-украшение планеты

НОД Берегите первоцветы (Интегрированное занятие по экологии )

Чтение художественной литературы :

Стихотворения : Е. Серова «Подснежник» , Г. Ладонщиков» Три богатыря», «Подснежники» , А. Майков «Подснежник» , Р. Мельникова «Синенький подснежник» , Т. Белозёров «Подснежники» , В. Орлов «Часовой» , С. Маршак «Апрель» , В. Берестов «Март» , Герасимова «Подснежники» , З. Александрова «Подснежник «, О. Высоцкая «Одуванчик» , Е. Серова «Одуванчик» , Приходько «Шла по городу весна» , В. Степанов «Одуванчик» , Л. Дунина «На опушке огоньки…» , А. Полетаева «Мать-и-мачеха» и др.

Рассказы : С. Маршак «12 месяцев» , И. Сладков «Весенние радости» , М. Малышев «Подснежник» , И. С. Соколов-Микитов «Подснежники-перелески» ; Заучивание стихотворений : Е. Серовой «Подснежник» , О. Высоцкой «Одуванчик» и др.

Дидактические игры : «Угадай, что назову» , «Найди цветок» , «Четвёртый лишний» , «Найди первоцветы » , «Собери цветок» и т. д.

Подвижные игры : «Подснежники и снег» , «Собери подснежники» , «Одуванчики»

Физкультминутки «Подснежник» , «Пришла Весна» ,» Одуванчики», «На пенёчке я сижу.» и др.

Прослушивание музыкальных композиций : П. И. Чайковский «Времена года» , «Апрель. Подснежник» , слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова «Песенка подснежников» ,

Разучивание песни А. Олейниковой «Одуванчик» , А. Зубковой «Подснежник» .

Совместное творчество педагога и детей. Оформление стенгазеты

«Берегите первоцветы

Продукт проектной деятельности :

Выставка рисунков на тему : «Берегите первоцветы

Картотека пальчиковой гимнастики : «Первоцветы дарит нам весна

Папка-передвижка «Цветочные легенды» .

Альбом с иллюстрациями «Познакомьтесь, первоцветы

Стенгазета Берегите первоцветы

Результат проекта : Реализация данного проекта позволила сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к первоцветам , желание заботиться и беречь первые весенние цветы , как частичку родной природы. Дошкольники с большим интересом участвовали во всех мероприятиях. Совместное оформление стенгазеты позволило в очередной раз закрепить основные правила поведения в живой природе. Данный проект помог нам сформировать у детей первоначальные основы экологической культуры и научил беречь родную природу .

Список использованной литературы :

1. Лучич М. В. Детям о природе. Издательство М.: Просвещение, 2003.

2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Издательство «Мозаика-Синтез» , 2002.

3. Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа» . // Дошкольное образование, 2004, № 11.

4. Рыжова Н. А. Экологические сказки . М.: Линка-Пресс, 2002.

5. Рыжова Н. А. Я и природа. //Дошкольное воспитание. 2004, № 12.

6. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.

7. Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6.

8. Л. И. Грехова «В союзе с природой» -М.:» Илекса».2000 г.

9. Интернет-ресурсы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36»

Проект

«Первоцветы Алтая».

для реализации с детьми

средней группы.

Разработала:

Аксютова Светлана Николаевна – воспитатель

Славгород, 2016

Я сорвал цветок, и он завял,

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем.

Л. Фесюкова

Тема: Первоцветы Алтая.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.

Продолжительность: февраль – октябрь

Актуальность:

Одно из самых любимых времен года у всех – весна. Все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы в лесу оседают, и показываются первые проталины. На проталинах прямо из-под снега пробиваются самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами. К этим первым цветам относятся: темно - розовый кандык (сибирский цикламен), адонис (горицвет), прострел или сон-трава, первоцвет, ветреница дубравная, одуванчик, тюльпан, мать-и-мачеха и другие. Зацветая рано весной, первоцветы радуют нас своей красотой. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все. Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

Таким образом, на участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Цель проекта:

Создать условия в группе детского сада и на участке для развития у детей

представлений о ранних цветах- первоцветах и формирования элементарных умений выращивать их и ухаживать за ними.

Задачи проекта:

*Развитие у детей элементарных экологических представлений через

активизацию совместной деятельности родителей и детей;

* Закреплять представления детей о весне, её приметах и признаках;

*Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной

исследовательской деятельности с педагогами и родителями;

* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

*Развивать у детей интерес к познанию, наблюдениям, через интеграцию

образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие.

литературы.

Гипотеза проекта:

Формирование представления о ранних цветах и речевых умений у детей

дошкольного возраста окажется наиболее эффективным, если:

В процессе знакомства будут учитываться индивидуальные способности

мыслительной деятельности детей;

Педагоги изучают индивидуальные интересы ребёнка, особенности их

положительно-эмоциональных переживаний, чувств, личный опыт в

процессе охранительно- сберегающего отношения к природе;

Первоцветы Алтайского края станут активным средством экологического

воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с

ними.

Предполагаемый результат:

1.У детей проявляется интерес к цветам - первоцветам Алтайского края;

2. Дети называют не менее 6-7 первоцветов и знают их особенности;

3.В группе организован уголок с цветами – первоцветами;

4.На территории детского сада оформлен уголок леса с цветами-

первоцветами Алтайского края;

5.Родители активно участвуют в процессе реализации проекта.

Стратегия реализации проекта.

Этап

События, мероприятия

Цель

Результат,

продукт

Февраль

Ознакомление детей с цветами- первоцветами

Алтайского края по картинкам, слайдам;

Познавательные

беседы о цветах-

первоцветах;

Рисование «Красивый цветок»;

Выставка

иллюстраций, книг.

Познакомить детей

с понятием

«первоцветы»;

Сформировать

представление о

ранних цветах-

первоцветах.

Дети познакомились с понятием первоцветы,

имеют четкое

представление о ранних цветах- первоцветах;

увидели разнообразие

весенних цветов.

Подборка картинок и

слайдов с изображением

цветов-первоцветов;

Выставка книг о цветах;

Март

Знакомство детей с

названием цветов и их особенностями;

Заучивание стихов о цветах- первоцветах;

Д/и. «Что где растёт»;

Создание с

родителями мини-

книжек о цветах.

Научить детей по

картинкам

узнавать названия

первых цветов

Алтайского края.

Дети по картинкам легко узнают 4-5 цветов;

Подборка стихов о цветах-первоцветах;

Привлечение родителей к совместной творческой

деятельности.

Апрель

Совместная

деятельность детей и родителей по:

созданию поделок из

бумаги «Весенние

цветы Алтая»;

Экологические игры:

«К названному цветку беги», «Узнай по

описанию»;

Лепка на картоне

«Подснежника».

Развивать систему

продуктивного

взаимодействия

между частниками

образовательного

процесса. Научить

применять

полученные знания

в самостоятельной

деятельности.

Родители совместно с детьми изготовили из бумаги цветы- ервоцветы;

узнают по описанию 2-3 цветка;

Дети научились с

помощью пластилина

создавать нужную форму и строение цветка.

Май

Совместно с

родителями:

экскурсия в парк

Запись рассказов

«Что мы узнали

нового»;

Сделать фото

выставку;

Рисование красками

«Тюльпана»;

Познакомить детей с раститель-ностью парковой зоны,формировать

представление у

детей о парке.

Увидели разнообразие

цветов- первоцветов;

Дети с помощью краски передали форму листьев,

цвет тюльпана;

Научились с помощью

пластилина отображать

особенности цветка и листьев.

Июнь

Рассматривание -

цветов – первоцветов -

Алтайского края

произрастающих на

территории детского сада;

Организация

совместной работы по поливу и борьбе с

сорняками;

Игра на прогулке

«Найди такой же

цветок»;

Развивать

наблюдательность

у детей.

Дети познакомились с цветами- первоцветами

произрастающими на

территории д/с.

Потрогали их на ощупь, понюхали.

Дети научились различать

среди множества цветов нужный цветок по заданию;

Август-

октябрь

Приобретаем семена первоцветов и их посадка на территории

детского сада;

Готовим клумбу,

место под посадку;

Дидактическая игра «Цветы на клумбе».

Подведение итога по

проекту с

приложением всех

работ и фотографий

Создать условия на участке для

развития у детей

представление о

ранних цветах-

первоцветах.

Посадили на участке

совместно с детьми

цветы - первоцветы

Алтайского края;

Дети увидели луковицы растений, из которых должен будет вырасти цветок.

Технология реализации проекта

Рассматривание первоцветов на прогулке

ИРИС ОДУВАНЧИК

в группе

ТЮЛЬПАН

Лепка «Подснежники»

Рисование «Первоцветы».

Вот букет, он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки.

Это мы срываем без разбора

Нежные, тугие стебельки.

Зачем мы рвали их – не знаю,

Быстро вянет первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне,

Вестников весны там больше нет.

Очень просто губить живое

Ведь не могут же подснежники сказать

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать».

Крокус

Крокус - один из самых известных весенних мелколуковичных цветов семейства ирисовых. Растение высотой до 10 см, с пучком жестких листьев. Листья появляются во время цветения. В роде около 80 видов. Крокус называют также весенним шафраном. Это низкорослое бесстебельное клубнелуковичное растение, цветет после подснежника, среди полурастаявшего снега, но раньше тюльпанов, хотя и очень недолго, всего 7-10 дней, но очень эффектно. Время цветения крокуса приходится на период с начала по середину апреля.

Мать-и-мачеха обыкновенная

Первой зажигает свои золотые огоньки мать-и-мачеха. Она спешит: листьев еще нет, а на пушистой ножке – солнечное соцветие. Оно похоже на одуванчик, и также потом превратится в пушистый шарик. И только когда растение отцветет и ветер унесет от материнского растения легкие плодики, появляются листья – сверху гладкие и холодные, а снизу пушистые и мягкие (отсюда и название мать-и-мачеха). Растение – это многолетние с ползучим корневищем. Мать-и-мачеха – особый подарок весны: она и ценное лекарственное растение и хороший медонос.

Тюльпан

Тюльпан – название рода многолетних травянистых луковичных растений. Род насчитывает около 140 видов. Тюльпан растение луковичное

с немногочисленными (от 2 до 6) удлиненно - ланцетными листьями, гладкими или морщинистыми. Стебель высотой 6-60 см в зависимости от вида, заканчивается одним цветком. Окраска цветков разнообразная. Цветки простые или махровые. Цветут тюльпаны, как

правило, в мае - июне.

Нарцисс

Нарцисс – многолетнее луковичное растение. Листья нарцисса прикорневые, линейные, зеленые. Цветки нарцисса крупные, расположены на цветоносах одиночно или собраны в кисти, с сильным ароматом, несколько поникающие, простые или махровые. Привенчик нарцисса (или коронка)

образован выростами долей околоцветника; может быть трубчатым, колокольчатым или чашеобразным, различной длины, и, как правило, отличается по цвету от долей околоцветника. Цветут растения в мае-июне.

Пион

Пион - одно из самых роскошных цветочных растений, выращиваемых на срезку и для оформления цветников. Цветущие кусты пиона - подлинное украшение сада, особенно весной. Эти мощные растения обладают не только великолепными цветами, но и прекрасной зеленью, их ажурные листья собраны в высокий декоративный куст.

Пион - многолетнее растение с множеством простых прямостоячих или ветвистых стеблей (высотой 60-100 см), оканчивающихся крупными цветками (диаметром 6-20 см) Куст цветет 10-15 дней, каждый цветок 6-8 дней. Окраска цветков пиона - от белого до темно-

красного. Форма цветка в основном махровая, но есть много видов полумахровых и др. Крупные, пастельных или ярких окрасок цветки хороши и на кусте, и в срезке, удивительно приятен их аромат.

Ландыши

Ландыш – необыкновенно красивое

корневищное растение. Ценится прежде всего за красоту мелких колокольчатых цветков, собранных в поникающее кистевидное соцветие и обладающих сильным ароматом. Окраска лепестков ландыша зависит от сорта, однако чаще всего лепестки белые. Соцветия у ландыша расположены на длинном тонком цветоносе. Цветы ландыша весной распускаются одними из первых – с середины мая. Не менее красивые гладкие листья ландыша имеют широкоэллиптическую форму и окрашены в темно-зеленый цвет, на листовой пластинке иногда отчетливо видны жилки. В культуре наиболее часто можно встретить ландыш майский. Все части ландыша ядовиты, поэтому его следует оградить от детей.

Мускарики

Мускари – многолетнее луковичное растение, близкий родственник гиацинта. Род включает около 60 видов. Они

растут в степях, на открытых склонах гор среди кустарников, на опушках леса и альпийских лугах. В зависимости от вида высота растений бывает от 10 до 30 см.

Листья у них узкие линейные, на конце цветоноса находится плотное кистевидное соцветие из крошечных колокольчиков чаще всего синей окраски с насыщенным приятным ароматом.

Но есть виды с белыми, фиолетовыми и даже светло-желтыми цветкам.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!

Викторина о первоцветах

Викторина о первоцветах поможет лучше узнать эти удивительные цветы.

1.Это самый маленький цветок, но сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний сложено о нем?

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: « Ты забыла меня, Флора, дай, мне, пожалуйста, имя». Флора еле-еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветочек.

2.Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая дрожь.

О КАКОМ ПЕРВОЦВЕТЕ ИДЕТ РЕЧЬ?

3. Первоцветы всегда подвергаются весной сильным заморозкам. Почему они не погибают?

4. Какие первоцветы собирают как ценное лекарственное сырьё?

5. Почему летом в лесу нельзя найти следов жизнедеятельности первоцветов?

6. Цветы каких первоцветов раскрываются только в солнечную погоду?

7. Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему?

8. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?

9. Назовите ядовитое растение.

а) хохлатка

б) ландыш

в) гусиный лук

10. Какие растения называют первоцветами?

Ответы на вопросы викторины «Первоцветы».

1. НЕЗАБУДКА

2. СИРЕНЬ

3. Первоцветы не погибают потому, что в составе их клеточного сока содержится повышенное количество сахаридов, которые не дают образовываться кристалликам льда, обычно разрушающих клеточные стенки в мороз.

4. Адонис весенний, адонис волжский, ветреница дубравная, пион тонколистный, мать-и-мачеха…

5. Уже к концу мая все первоцветы закончили вегетацию: листья пожелтели и опали, семена разбросаны по почве; более поздние и мощные растения закрыли своей биомассой всю землю.

6. Цветы гусиного лука, всех тюльпанов, мать-и-мачехи.

7. Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.

8. Мать-и-мачеха. В апреле.

9. Ландыш

10. Первые цветы, которые цветут практически сразу после схода снега.

Задание - разминка «Отгадай загадку».

1.Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает, -

Солнце глянет – расцветает. (Подснежник)

2. Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной,

И на каждом стебле в ряд

Словно лампочки висят. (Ландыш)

3. Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе - чистом-чистом,

И солнышке лучистом. (Незабудка)

4. Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож. (Тюльпан)

5.Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах.

Я расту почти все лето,

А зовусь я как конфета. (Ирис)

ЧАЙНВОРД

В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил

по охране первоцветов

Е

К

Ш

Ь

В

Р

Т

У

И

Л

И

Е

Ы

Б

Е

О

Б

Н

«Не рви большие букеты».

СТИХИ О ЦВЕТАХ

Как прекрасны первоцветы,
Как они милы, просты.
В них так много солнца, света
И неброской красоты.

Прошел подснежник – идет шафран…
Прошел подснежник – идет шафран,
А следом тюльпан цветет.
Нарцисс расцветает белый, как воск,
И желтый, как майский мед.
Все яблоки, сливы и вишни в цвету.
В сиреневом ливне край.
Красны ограды из диких роз -
Приходит душистый май.

Подснежник

Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: “Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна”.


Людмила Кудрявская

Тюльпан

Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.

Нарциссы

Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платья белые нарциссы

Е.Серова

Одуванчик

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице

Колокольчик.

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы…
А ты?

Светлана Джус

Сирень

Куст расцветает сиреневым цветом,
Только цветет он весной, а не летом.
Пчелки летают вокруг и жужжат:
«Очень приятен цветов аромат,
Будем кружить мы над ним целый день.
Ах! До чего же красива сирень

А. Толстой

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?..
И о чём звените вы
В день весенний мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?..

Тюльпаны в саду расцветают,
И радостным ярким огнём,
Как будто костёр, полыхают
Под тёплым весенним дождём!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Первоцветы рядом с нами!

Фамилия, имя родителя _______________________________________

1. Любите ли Вы совершать прогулки в лес? _________________

2. В какое время года предпочитаете бывать в лесу? _____________

3. Привлекает ли Вас лес весной? __________

Чем? (Красотой, пробуждением от зимней спячки, Стремлением к жизни, поэтичностью и т.д.)

4. Знаете ли Вы название лесных цветов?

Если да, перечислите их: ____________________________________________

5. Какие первоцветы Вам известны? Луговые, садовые.

6. Знаете ли Вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах? С чем это связано? ________________________________________

7. Любите ли Вы собирать цветы? __________

Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты? ______________

8. Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?

(нарву большой букет, сорву один цветочек, полюбуюсь и уйду)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

9. Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?

(Ничего страшного в этом нет, нарушается равновесие в природе,

происходит гибель растений, растения пропадают, исчезают)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)_________________

10. Задумывались Вы над тем, что сорванный цветок - это «пленник, приговорённый к смерти»? _______________________________

11. Включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?_______

Консультация для родителей.

Тема: «Весна. Приметы, первые цветы»

Закрепляем с детьми названия весенних месяцев, приметы весны.

Обращаем внимание, что в народе давно наблюдают за природными изменениями и их последствиями. Так возникли народные поговорки, приметы, которые и сейчас используются в речи русского народа.

- Познакомьте детей с известными Вам поговорками.

С детьми закрепляем знания о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений.

С детьми изучаем название первоцветов, обращаем внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки.

По дороге в детский сад, обратите внимание на изменения в природе.

Литература

1. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

2. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.

4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические

5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М. : Просвещение, 1987.

6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М. : Просвещение, 1982.

7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

9. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М. :2011

10. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М. : «Вако» 2007.

11. В. А. Шишкина «Прогулки в природу». М. : «Просвещение» 2002

12. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации) : Программа развития личности ре-бёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб. : ЛОИУУ, 1996.

13. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М. : Владос, 2000

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ПЕРВОЦВЕТЫ»

Я иду по зелёному лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердц а - отрада,

Украшенье родимой земли.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Продолжительность : 2 МЕСЯЦА .

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Дети имеют недостаточно представлений о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте.

Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у дошкольников,. С этой целью в нашем детском саду проводится разнообразная работа с детьми экологической направленности, где дети имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать за природными объектами, проводят простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу Российской федерации. Без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения..

Цель проекта: дать представление о ранних цветах – первоцветах. Развитие мышления, воображения. Формировать бережное отношение к природе Липецкого края.

Задачи:

1. Образовательные:

Узнать, что такое первоцветы, чем они отличаются от других цветковых растений, в чем их особенности;

Расширить знания детей о первоцветах;

Формирование бережного отношения к дикорастущим растениям;

Научить бережному отношению к природе;

Вызвать интерес, дать новые знания, показать хрупкость и беззащитность

2. Воспитательные:

Воспитание любви к природе родного края;

Воспитание экологической культуры .

  • Закрепить представление о весне и её приметах
  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • Уточнить и пополнить представления детей о родной природе
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • Активизировать совместную деятельность родителей и дете й
  • Приобщать к культуре поведения в окружающем мире, беречь и охранять первоцветы.

Предполагаемый результат:

  • Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Первоцветы».
  • У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
  • Обогащение словаря детей.
  • Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.
  • Развитие познавательной активности детей.
  • Вовлечение родите лей в педагогический процесс ДОО .
  1. Этап подготовительный

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме

Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах

март

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

Изготовление дидактических

пособий по теме « первоцветы»

Обеспечение проекта наглядными материалами

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

  1. Этап содержательный

Познавательная беседа

Уточнить и расширить знания детей о первоцветах

апрель

Д/и «Что изменилось», «Скажи по- другому»

Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность

Чтение рассказов Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш»

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове

экологические игры «К названному цветку беги», «Узнай по описанию»

Развивать наблюдательность, связную речь

Рисование «Красивый цветок»

Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности

Игра» Доскажи словечко»

Активизировать речь детей.

Составление рассказа «Весна в лесу» Д/упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь»

Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков

Лепка «Тюльпан»

Развивать навыки работы с пластилином, в частности выполнение фона на картонной основе

Консультация для родителей « »

Познакомить родителей с требованиями программы по теме « Цветы»

Слушание музыки концерт »Весна», Чайковский «Времена года» «Весна»

Учить слушать музыку

вне занятий

Аппликация »Подснежники для мамы»

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок «первоцветы»

Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов

Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Беседа о «Первоцветах»

Закреплять знания детей о первоцветах. Уточнить из каких частей состоит цветок. Почему необходимо беречь цветы, и какую роль играют в природе

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев»

Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки.

Заучивание четверостишия »подснежник»

Активизировать внимание и память, развивать связную речь.

Аппликация « первоцветы»

Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон

Д/и «Да- нет».Чтение П.Соловьёва «Подснежник»

Развитие логического мышления, сообразительности, выдержки.

Создание альбома «первоцветы Липецкого края» для рассматривания.

Обобщить представления детей о многообразии цветов.

Лепка «Цветочная поляна»

Закрепить умение лепить цветы.

Аппликация « мимоза».

Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон

3. Этап итоговый

Организация познавательно- речевой деятельности «первоцветы»

Обобщить и систематизировать знания о цветах в лесу и в саду. Формировать устойчивый интерес к явлениям неживой природы.

май

Выставка совместных работ детей

И родителей « первоцветы».

Представить результаты совместного творчества родителей и детей

6-10 день

Презентация альбома для рассматривания « первоцветы Липецкого края»

ПЕРВОЦВЕТЫ.

Я иду по зелёному лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца- отрада,

Украшенье родимой земли.

Как только кое – где сходит снег, тут же к свету тянутся первые весенние растения, белые, желтые, розовые, голубые. Это первоцветы – удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли. У этих растений в ходе эволюции вырабатывались важные приспособления для ранневесеннего цветения. Они отличаются необычной торопливостью - появляются на свет тотчас после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю – другую они уже цветут, а еще через две – три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют, полегают на землю, их надземная часть высыхает. А в земле остаются живые подземные органы – корни, луковицы, корневища, которые и дают жизнь следующим поколениям растений.

РЕЗУЛЬТАТ:

  • В результате проведения комплексной работы по теме « первоцветы» дети познакомились с растениями – первоцветами. У детей появилось желание больше узнать об этих растениях, дети закрепляли уже имеющиеся у них знания и открывали для себя новое , в результате чего у дошкольников появляется больший интерес к окружающему миру, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
  • Усвоение детьми знаний про первоцветы воспитывает бережное отношение к природе, а это ведет к развитию навыков экологического сознания к природе родного края.
  • В результате реализации проекта у детей активизировалась познавательная деятельность, развивается творчество, мышление, фантазия, обогащается словарный запас детей.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных растениях, узнают много нового и интересного о различных растениях. И именно в этом, дошкольном возрасте, закладываются основы экологического сознания. Поэтому чрезвычайно важно в этот период показать ребенку красоту природы, многообразие растений.

В работе с детьми широко используют такие формы, как:

Выставка поделок, рисунков совместно с родителями;

Рассказы, беседы по ознакомлению с первоцветами;

Рассматривание иллюстраций, фотографий, экспонатов;

Продуктивная деятельность (после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью).

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не созданного произведения. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений и др.) не может. Одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских рисунков, поделок. Они систематически организуются в групповых помещениях детского сада. При этом выставляются произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо владеет навыками. Такие выставки радуют и детей, и родителей.

Но, ознакомление детей с чем-то новым, требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области темы « первоцветы» и подбор иллюстративного материала. В младшей группе МБДОУ д/с п. Маяк вниманию родителей в течение проекта были представлены консультации « «, папка-передвижка, и другие; специальная литература, фотографии, открытые просмотры занятий по ознакомлению с первоцветами, совместная выставка « первоцветы». Воспитатели группы расширяют свои знания, читая специальную литературу, справочники. В группе подобран наглядный и иллюстративный материал: репродукции, фотографии, изделия и т.д.


Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 1месяц.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «ПЕРВОЦВЕТЫ».

(подготовительная группа)

Воспитатель: Герасимова Людмила Павловна.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 1месяц.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Участники: воспитатель и дети подготовительной группы,родители

Образовательная область : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «ЧХЛ»

Цель: Знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, в садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы.

Задачи:

1.Познакомить детей с растениями – первоцветами.

2.Вызывать желание узнать историю цветов, их легенды.

3.Активизировать познавательную деятельность.

4.Развивать творчество, мышление, фантазию.

5.Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Первоцветы».

У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Проблема: найти самые первые цветы, которые появляются на территории детского сада.

Форма защиты: Показ итогового занятия.

Поэтапная реализация проекта

1.Этап подготовительный

Изучение уровня знаний по теме.

Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах. (За неделю до начала проекта.)

Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта. (В течение недели до начала проекта.)

Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта. (В течение недели до начала проекта.)

Изготовление дидактических пособий по теме. Обеспечение проекта наглядными материалами. (В течение недели до начала проекта.)

Написание конспектов занятий. Планирование предстоящей работы. (В течение недели до начала проекта.

2. Этап содержательный.

Познавательная беседа.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о первоцветах.

Раскрашивание «Цветы» (Индивидуальная деятельность детей)

Виртуальная экскурсия в весенний лес.

Цель: Заочное знакомство с первоцветами.

Интегрированное занятие «Учимся радоваться природе».

Цель: Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

Беседа с рассматриванием иллюстраций

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов.

Цель: Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Беседа о первоцветах

Цель: Закреплять знания детей о первоцветах.

Чтение стихотворений : П. Соловьева «Подснежник», Е.Серовой «Фиалка», Е. Кожевникова «Медуница»

Чтение детям рассказов Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш», Б.Житкова «Цветок»

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев».

Составление рассказа «Весна в лесу».

Цель: Пополнение словарного запаса и развитие речевой активности детей.

Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».

Цель: Повысить познавательные интересы.

Презентация для детей «Первоцветы»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о первоцветах.

Социализация:

Д/и «Что изменилось», «Скажи по-другому»

Цель: Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность.

Д/и «Что где растёт?», Д/и «Узнай по описанию»

Цель: Развитие мышления и сообразительности.

Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».

Цель: Развивать наблюдательность, связную речь

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Активизировать речь детей.

Д/упр . «Отбери и назови цветы, которые знаешь».

Цель: Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

Познание:

Экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Найти первоцветы. Постараться определить названия цветов.

Формировать устойчивый интерес к явлениям живой и неживой природы.

Изготовление «Красная книга Первоцветов».

Цель: продолжать знакомить детей с редкими видами первоцветов.

Повторная экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Отметить изменения, как распускаются цветы.

Слушание музыки: Вивальди 1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года» «Весна», «Вальс цветов». Цель: Учить слушать музыку вне занятий.

Слушание песен: Ю. Антонов « Не рвите цветы», группа «доктор Ватсон» «Ландыши».

Художественное творчество

Рисование «Красивый цветок».

Цель: Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности.

Рисование «Весенние цветы».

Цель: Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Нетрадиционное рисование «Мать-и-мачеха».

Цель: Развитие творчества и способностей детей.

Рисование на песке (пескотерапия) и мозаика из цветных камней «Цветы» (Индивидуальная деятельность).

Аппликация «Подснежники для мамы»

Цель: учить создавать композицию из готовых деталей

Лепка «Цветочная поляна»

Цель: Уточнить, из каких частей состоит цветок.

Выставка детских работ.

Цель: Представить результаты совместной деятельности детей.

Трудовое воспитание:

Ручной труд совместно с родителями (изготовление поделок)

Коллективная работа « Цветочная полянка»

Цель: Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, закрепление знаний о первоцветах.

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена».

Цель: Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются.

Сюжетно-ролевая игра «Садовник»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Первоцветы»

Цель: Познакомить родителей с требованиями проекта « Первоцветы».

Консультация для родителей «Первоцветы рядом с нами».

Консультация для родителей «Поделка совместно с ребенком»

3. этап

Презентация проекта

Список используемой литературы:

  1. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения: Кн.1-М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Охраняемые растения Саратовской области.- Саратов: Приволж. кн. изд- во,1979.

3.Н. И. Сладков Азбука леса.- Смоленск: Русич.2002.-104 с., ил.

4.Федотова А.С., Хайртдинов Т.И., Казимир Г.Н. Особенности изучения видового состава растений – первоцветов // Юный ученый.- 2015.- №1.- С. 92-94.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Конспект итогового занятия проекта

По экспериментальной деятельности

В подготовительной группе

«Первоцветы».

Воспитатель: Герасимова Л.П.

2016 г.

г. Невинномысск

Образовательная деятельность: «познание», «коммуникация», «социализация», «музыкальное воспитание», «художественная литература»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: Закрепление знаний детей о первоцветах, которые растут в лесах, садах, полях. Воспитание толерантности, эстетических чувств, бережного отношения к природе. Выяснение причин исчезновения многих первоцветов.

Задачи:

1.Расширить и систематизировать знания детей о первоцветах и их охране.

2.Учитиь детей внимательно слушать, проявлять интерес к цветам, природе.

3.Познакомить детей с первоцветами, занесенными в Красную книгу.

4.Продолжать формировать способность детей к использованию диалогической речи, обогащать и активизировать словарный запас.

5.Врспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

Планируемый результат:

Умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении стихотворений, загадок, сказок, по просьбе взрослого рассказывает о цветах, отвечает на поставленные вопросы.

Обогащение словаря:

Первоцвет, морозоустойчивый, пролесок, проталина, ветреница, Красная книга, охрана природы.

Материалы и оборудование: Выставка поделок, рисунков ребят, картины, плакаты, фотографии первоцветов, живые цветы. Фонограмма песен и классической музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы, не рвите», Группа Доктор Ватсон «Ландыши», П. Чайковский «Вальс цветов» , «Подснежник», Библиотечная выставка о первоцветах, Экологические знаки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети возьмите друг друга за руки, встаньте в круг, подарите друг другу улыбку, а теперь назовите ласково своего соседа.

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли.

Ребята, вы знаете о том, что сейчас наступила весна, и с ее приходом начала пробуждаться природа. Прилетают перелетные птицы, появляются первые весенние цветы. Мы о них с вами много говорили читали сказки, стихи, слушали песни. И сегодня мы подведем итог наших исследований о первоцветах.

Первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди на столько соскучились по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может совсем больше не вырасти, так как он уничтожен.

Садитесь на стульчики. Сейчас нам расскажет Егор Шабаршин стихотворение о цветах, которое он подготовил для нас с мамой.

Егор:

Представьте все такую вот картину:

Гуляют в поле мама с сыном,

И сын порадовать, чтоб мать,

Решил букет цветов нарвать.

Он подарил их маме в знак своей любви,

Но часто не нужны бывают и цветы.

Пока гуляли мать и сын,

Цветы завяли один за другим.

И по дороге были брошены они.

У всех есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты,-

Поля, луга, леса, цветы и реки.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку!

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

Воспитатель:

Ребята, что сделали не так сын с мамой, когда гуляли?

Ответы детей (Сорвали цветы и выкинули их, когда они завяли)

Воспитатель:

Правильно, когда срываешь цветок, он становится со временем вялым, перестает пахнуть, он умирает. Это привело к тому, что немало цветов исчезли с лица земли, сейчас мы не можем любоваться их красотой.

Вероника расскажет как охраняются и оберегаются первоцветы.

Вероника:

Первоцветы занесены в Красную книгу, эта книга рассказывает нам о том, что этих растений становится очень мало на земле, и если люди будут рвать их, то они исчезнут совсем. Такая книга была создана в 1974 году в нашей России.

(читает стихотворение)

Т. Собакина.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все; и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты….

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Берегите живую природу!

Воспитатель:

Дети, а где растут цветы?

Ответы детей (В лесу, на лугах, полях, садах)

Воспитатель:

Как нужно вести себя в природе?

Ответы детей (Не жечь костры, не рвать цветы, ломать деревья)

Воспитатель:

Послушайте Ваню Мотыченко, который приготовил с папой стихотворение.

Ваня:

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук,

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб,

И выругался громко.

Стал рвать цветы – их отшвырнул.

Стал гнуть орешину – сорвал.

Зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст.

И, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Воспитатель:

Дети, правильно себя вел в лесу этот человек?

Ответы детей (Нет, ломал ветки, пинал грибы, швырял цветы)

Воспитатель:

Давайте немножко отдохнем, да песню дружно запоем!

(Исполняется песня «Ландыши» под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Садитесь на свои места. А сейчас ребятки, загадаю вам загадки, да проверю вас хорошо ли вы знаете первоцветы.

1.Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыши)

2.Из- под снега вышел друг и весной запахло вдруг? (Подснежник)

3.Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

4.Желтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились….. (Крокусы)

5.В палисадниках растут, разноцветные,

Летом были бы они незаметными,

А весною так желанны

Нам нарциссы и (Тюльпаны)

6.Желтый, белый, темно- красный,

Нежный, смелый и прекрасный –

Не боится в самом деле

Ни морозов ни метелей (Морозник)

А теперь ребятки, слушаем цветочные загадки!

1. В красной вазе стояло 5Незабудок, а в синей 3 Примулы. Сколько цветов в 2 вазах?(8)

2.В букете было 7 Тюльпанов, из них 5 красные, а остальные- желтые. Сколько желтых Тюльпанов было в букете? (2)

3.Маленький букет составили из 10 цветов. Из них 6 цветов были Фиалками, а остальные Маргаритками. Сколько Маргариток было в букете?(4)

Воспитатель:

Дети, послушайте стихи о первоцветах, даже поэты восхищаются их красотой.

Ребенок

Е. Серова

Родился Ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется его задень-

Он тихо зазвенит.

И это звон услышит лес,

И птицы и цветы.

Давай послушаем - а вдруг

Услышим я и ты.

Ребенок

Е.Кочергина

Не слышна уже капель,

Бродит по лесу апрель

Звонко соловьи поют,

И подснежники цветут.

Пчелка весело жужжит,

От цветка к цветку летит.

Вы подснежники не рвите.

Сказку леса берегите.

Полюбуйтесь на красу

Пусть живут они в лесу.

Воспитатель:

Послушайте сказку «Как поспорили растения»

Свечка загорается,

Сказка начинается.

Был очень хороший день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И ни как не верилось, что наступила весна.

На одной из полянок заспорили цветы.

(Выходят дети в шапочка цветов: Мать и мачеха, Медуница, Ветреница, Тюльпан)

Мать и мачеха:

Самое замечательное растение – это я, Мать и мачеха. Потому – что я самая смелая! Я зацвела раньше всех на первых проталинах.

Медуница:

Подумаешь. Я вот зацвела чуть – чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, фиолетовые, синие. А какой у меня аромат! Я медом пахну, меня пчелы просто обожают!

Ветреница:

Нашла чем хвастаться. Вот я – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая как ты, а нежно – голубая, как весеннее небо, меня даже подснежником зовут, наверное, потому что я нежная, стебелек у меня тонкий – тонкий.

Тюльпан:

Ха – ха. Подснежником тебя называют, потому – что ты из – под снега растешь, а не потому – что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите: какой я крепкий, алый, свежий, здоровый, а листья какие широкие, стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я!

Воспитатель:

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

Человек:

Да, ты Мать и мачеха самая смелая. А ты Медуница, разноцветная и медоносная. Ты, Ветреница, самая нежная, ты Тюльпан, самый сильный, свежий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, вы без исключения дороже нам, людям.

Воспитатель:

Тут человек вздохнул и грустно сказал.

Человек:

Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь? Первоцветы не только красивые цветы, но и еще лекарственные. Листья и цветки Мать и мачехи применяют при кашле, для полоскания горла. Из Ландыша изготавливают капли для сердца. Подснежник ценен для лечения полиомиелита, а так же служит успокаивающим средством.

Первоцветы:

Не надо нас рвать без надобности.

Мы готовы помочь людям!

Мать и мачеха:

Но помните:

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги!

Ранним солнцем

Чуть согреты

Эти первые цветы.

Воспитатель:

Ну что ж, я думаю, вы все со мной согласитесь, что надо беречь первоцветы, не рвать их. На них можно только смотреть и любоваться ими, не обижать природу. Давайте еще раз назовем имена первоцветов (дети называют первоцветы)

Под песню Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите», дети танцуют и раздают гостям подарки.


Актуальность проекта

В старшем дошкольном возрасте дети очень хорошо знают, умеют называть первые весенние цветы. Но далеко не всегда понимают то, что эти первоцветы необходимы не только для любования ими человеком, что они очень важны для экологии нашей планеты, для сохранения первозданной природы. И тем более, дети далеки от понимания проблемы загрязнения человеком окружающей среды, а ведь эти два вопроса взаимосвязаны.

Все выше сказанное послужило основанием для разработки проекта «Первоцветы» с целью расширения представлений детей о значении весенних первоцветов для сохранения природы.

Задачи, решаемые в ходе проекта:

  1. 1. Закреплять знание названий, особенностей внешнего вида и места произрастания первоцветов;
  2. 2. Познакомить с проблемой загрязнения человеком окружающей среды, влияния его на природу;
  3. 3. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять её;

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Состав участников проекта: воспитатели, воспитанники 5-6 лет, специалисты, родители воспитанников.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: научная литература по экологии, музыкальные произведения, информация из интернета, обращения к специалистам

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: картинки, карточки, оборудование для опытов, оборудование мультимедиа, музыкальное оборудование.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Сроки

Предполагаемые результаты

Поисковый

17.04.13 – 19.04.13

Анализ литературы, подбор дидактического материала о первых весенних цветах, их значении для природы.

Подобрана художественная и методическая литература,

Наглядный материал.

Аналитический

19.04.13 – 21.04.13

Разработка перспективного плана совместной и самостоятельной деятельности по решению задач проекта.

Разработан перспективного плана совместной и самостоятельной деятельности по решению задач проекта.

Практический

22.04.13 – 25.04.13

Реализация проекта.

Проект реализован.

Презентационный

29.04.13

Презентация результатов деятельности по проекту.

Выставка рисунков «Защитим первоцветы».

Контрольный

26.04.13

Загадки о первых весенних цветах.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

Формы работы

Задачи

Совместная деятельность с родителями

Рассказывание «Весенний цветок », «Весна в лесу».

Учить составлять короткие рассказы о цветах, которые знакомы, развивать умение описывать их.

Продолжать закреплять полученные знания, составлять вместе с детьми короткие рассказы.

Беседы «Первые весенние цветы», «Важность растений ни с чем не сравнима», «Кто такой эколог», «Огонь – враг всего живого», «Человек и природа», «Наша чистая природа», «Ребёнок сорвал цветок».

Учить детей понимать происходящие в природе события, показать зависимость всего живого от растительного покрова, взаимосвязь природы и человека, формировать качества характера, как доброжелательность, чуткость, бережливость.

Совместные беседы с детьми дома, во время дороги домой, прогулок.

Д\игра «Когда это бывает?», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?», «Сложи подснежник», «Скажи быстро», «Собери цветы», «Третий лишний», «Подбери рифму», «Найди цветок», «Что за чем?», «Первый цветок», «Лесные цветы».

Закреплять знание о признаках весны, знание названий первых весенних цветов, места и условиях обитания, развивать интерес к окружающему, наблюдательность, умение с помощью мозаики создавать изображение подснежника, подбирать рифму.

Закрепление знаний о внешнем виде и названиях первоцветов с помощью игр, пополнить альбом «Первоцветы» иллюстрациями, совместными рисунками.

Чтение худ. литературы Э.Шим «Мать-и-мачеха, Ветреница, голубая Перелеска и Медуница», П. Соловьёва «Подснежник», В. Высотская «Одуванчик», В Катаев «Цветик – семицветик».

Закреплять знание названий луговых первоцветов, их внешнего вида, умение узнавать по описанию.

Предложить родителям самостоятельно подобрать необходимую литературу, читать вместе с детьми.

П\и «Цветы и ветерок»

Развивать внимание, знание названий цветов, быстроту реакции, двигательные навыки.

Закреплять полученные знания в беседах.

Слушание музыки П.И. Чайковский «Сладкая грёза», «Жаворонок».

Закреплять знание музыкальных произведений, учить слушать, рассуждать.

Предложить пополнить музыкальный уголок альбомом П. И. Чайковского «Детский альбом».

Разучивание песен «Идёт весна» Э.В. Герчик, «Солнечный зайчик» В. Голиков.

Учить через песню передавать радостное настроение весны.

Закрепление слов песен дома.

Лепка «Весенний привет».

Развивать умение передавать в пластилине внешний вид первых цветов, мелкую моторику.

Выставка работ.

Аппликация «Подснежник на проталине», ручной труд «Ландыши».

Упражнять в создании композиции из цветов и талого снега, цветы из разных материалов, активизировать словарь по теме, воспитывать аккуратность в работе, развивать мелкую моторику.

Выставка работ.

Рисование «Букет ландышей».

Учить изображать характерные особенности внешнего вида ландыша, создавать натюрморт, развивать образное мышление.

Выставка работ.

Предложить нарисовать совместно с детьми рисунки «Защитим первоцветы».

Конструирование «Грядка для одуванчиков»

Учить создавать специальные места для первых весенних цветов, защищать их от воздействия человека.

Выставка работ.

С\ролевая игра «Садовод», «Лесничий».

Познакомить с особенностями профессии, функциями, предметами труда и значением для природы.

Закрепление полученных знаний.

Пальчиковая гимнастика «С добрым утром», «Алые цветы», «Одуванчик», «Цветок».

Речевое развитие, мелкой моторики, закрепление названий первоцветов.

Закрепление полученных навыков и знаний дома.

Рассматривание репродукций Н. Богданов-Бельский «Талая вода», К. Костанди «Цветущая сирень»

Развивать художественное восприятие произведений искусства, эстетические чувства, эмоции, умение их выражать, подбирать эпитеты.

Предложить родителям пополнить коллекцию репродукций.

Разучивание «Одуванчик», В. Соловьёв «Подснежник».

Развивать внимание, память, интерес к художественной литературе, природе, внимание, речь.

Закрепление стихотворений дома, учиться читать выразительно.


Предполагаемый результат проекта:

  1. 1. Закрепление знания названий, особенностей внешнего вида и места произрастания первоцветов;
  2. 2. Усвоение проблемы загрязнения человеком окружающей среды, влияния его на природу;
  3. 3. Формирование желания стать другом природы, беречь и охранять её;
  4. 4. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

© 2024 europastarwatch.ru -- Личностный рост. Любовь. Отношения. Семья. Спорт