Социокультурные образы старости как ценностные координаты жизни в пожилом и преклонном возрасте. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми Феномен старости в индивидуальном сознании

Главная / Спорт 

ID статьи на сайте журнала: 6945

Иванов В. Н. Феномен старости // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 164-170.
DOI: 10.7868/S0132162517110186



Аннотация

Постарение населения обусловливает рост интереса к возрастной когорте от 70 и старше. Именно с этого возрастного рубежа начинается старость. Что чувствует человек, переступивший эту черту, как меняется его образ жизни, его жизненные планы, его отношения к прошлому и настоящему? Как формируется в обществе образ старости и как видятся проблемы пожилых людей? Автор на основе анализа полученных в ходе социологических исследований, проведенных его коллегами и им лично, данных приходит к выводам и обобщениям, позволяющих увидеть реальные проблемы пожилых людей и наметить пути их успешного решения. С безусловным интересом читатель прочтет размышления автора о плодотворности анализа воспоминаний людей “третьего возраста”. Много внимания уделено воспоминаниям о детстве, показано, какое важное место занимает этот отрезок времени в судьбе каждого человека. Автор предлагает свой методический подход к анализу воспоминаний, говорит также и о значении вторичной социализации в жизни людей, достигших пенсионного возраста, обращает внимание на неизбежные трудности в адаптации к новым социальным условиям, сложившимся в российском обществе в результате его реформирования.

Н.А. Рыбакова

ФЕНОМЕН СТАРОСТИ

Монография

В монографии рассматривается одна из мало изученных в философском и культурологическом отношении проблема – проблема старости и старения человека. Автор подходит к вопросу о сущности старости и старения как к целостному исторически изменяющемуся феномену, выявляет его ценностно-значимое социокультурное и метафизическое содержание.
Рекомендуется для студентов, изучающих проблемы современного человековедения и социальной работы, преподавателей вузов, а также социальных работников, имеющих дело с пожилыми и старыми людьми.

Старость не радость? (Вместо введения)................ 3
Глава I. Естественнонаучные концепции
старости.............................................................. 10
И. И. Мечников о старости как закономерном этапе жизни человека. Основные теории старения первой половины XX века. Исследование психологии старения. Адаптационно-регуляторная теория старения. Старение как интегральная болезнь (теория гиперадаптоза). Старение с точки зрения синергетики.
Глава II. Этногенетический аспект
исследования старости................................ 44
От организмоцентрического уровня изучения старости к этническому. Методологическое значение этнологического подхода в геронтологии.
Глава III. Возрасты жизни древнейшего
человека............................................................ 57
Две точки зрения - две мировоззренческие позиции. Символизм старости в свете архаического мышления.
Глава IV. Древнеславянский образ
старости............................................................. 66
Ведический характер древнеславянской культуры. Деяния древнеславянских богов. Старость в функции космосозидания. Умерщвление стариков: от факта к ритуалу. Соотношение жизни и смерти в древнеславянской культуре. Индивидуальность человека и смерть. Качественные и количественные характеристики старости. Старость как мудрость, приобретенная с годами. Трансформация ритуала умерщвления стариков. Мудрость старости как пронизанность светом космического начала. Три вида старости.
Глава V. Осмысление идеи старости
в античности.....................................................98
Равноправие возрастов жизни перед лицом вечности. Поиски космологических причин старения. Натурфилософские причины старения. Старик-мудрец и старик толпы. Старость как необходимая возрастная мера.
Глава VI. Старость и старчество
в христианстве................................................ 113
Возрастание человека: от творения до «века будущего». Равновесие человеческой жизни. Старость и плоть. Старость и преображение человека. Радование сердца как достижение духовного здоровья. «Домострой» как внешнее и внутреннее домостроительство. Софийная старость. Старчество как идея святого тела. Метафизический возраст Христа. Старчество как гигиена духа. Сердце как средоточие телесной и духовной жизни. Старчество и русская интеллигенция. Святая старость подвижника.
Глава VII. Экзистенциальный смысл
старости...............................................................148
Возраст как культурно-историческая категория. Отношение к старости - показатель развития культуры. Старость как состояние духовной зрелости. О необходимости категориального анализа старости. Рождение, жизнь, смерть. Старость как интегральный возраст жизни.
Средоточие старости (Вместо заключения)............ 161

«Лет до ста
расти
Нам без
старости»
В. В. Маяковский

Старость - не радость?
(Вместо введения)

Старость... Наверное, у большинства из нас это слово, в котором зафиксирован определённый этап жизненного пути, определённый возраст человека, не вызывает никакого энтузиазма. Мы привыкли, что когда грядёт, будь то шестьдесят или семьдесят, виновника торжества поздравляют, награждают и желают «долгих лет жизни», чтобы он жил и не старел, оставался вечно молодым. Слово «старость» в торжественной ситуации остаётся как бы запрещённым. Если же оно и промелькнёт невзначай, то его стремятся заговорить другими словами. И, не дай бог, пожелать юбиляру, чтобы он скорее состарился, вошел, что называется, в старческий возраст. Это будет воспринято как пожелание скорейшей смерти. Возможен скандал, возмутителя торжества сочтут невоспитанным, даже наглым, а то и вовсе посчитают ненормальным. Желать старости не принято - это знак дурного тона. Хотя при этом все прекрасно понимают, что от старости, как и от смерти, никуда не уйти.
Жизнь человека как бы обрамлена двумя абсолютными датами - датой рождения и датой смерти. Между ними пролегает то, что обычно называют жизненным путём человека. Меж этих дат человек путешествует по жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Я - пришлец на земле: вошёл я рождением; выйду смертию». . И чуть далее: «Я - странник на земле: странствие начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным». .
Как это изумительно точно и тонко подмечено: я - странник на земле. И жизнь моя - это странствие по возрастам: начинаю с детства и иду до старости... Ох, как порой нескончаемо долог и тернист бывает этот путь. Наверное, как бы убоясь этого пути, мы и желаем себе оставаться молодыми, тешим себя надеждой жить без старости. Почему? Да потому, что впереди один финал, один исход - смерть. Исключая же из лексикона своего слово «старость», мы как бы тем самым исключаем и слово «смерть». Отодвигая наступление старости, стремимся задержать и приход смерти.
От старости, как впрочем, и от смерти, повторяем, никуда не уйти. Верно ли это? От смерти не уйти - это абсолютно точно. «Исключений, - продолжает И. Брянчанинов, - не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложному закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего». . Смерть неминуема. Но дожить до старости дано далеко не каждому. Умереть может младенец, жизненный путь которого обрывается, едва начавшись. Умереть может и юный отрок - то ли от болезни, то ли от несчастного случая. Умирает на поле боя солдат, не дождавшись старости... Одним словом, смерть готова принять каждого из нас с первых мгновений нашей жизни и в любой момент. Человек - раб смерти и уйти от неё он не в силах. Но идя к своему неминуемому концу, он должен обрести в своём странствии по возрастам искусство, чтобы пройти своевременно все возрасты, включая и старость. А это, видимо, и есть самое сложное из всех искусств. Что-то не сработало - жизнь оборвалась, хотя впереди ещё было много этапов.
Специально подчеркнём, что когда мы говорим о жизненном пути человека, то имеем в виду естественный жизненный путь, где налицо все возрастные этапы от детства до старости. Такой жизненный путь уместно назвать полным жизненным путём, или полным периодом жизни человека, в отличие от неполного (сокращённого), когда жизнь человека обрывается прежде достижения им старости. В дальнейшем о сокращённом жизненном пути мы речи вести не будем.
Теперь вполне резонно задать вопрос: а верно ли, что старость в наших представлениях обязательно должна ассоциироваться со смертью? И другой: оправдано ли, что стараемся отдалить старость, убежать от неё, застыв в состоянии «младости»? И третий: естественно ли это для человека?
Разумеется, на первый вопрос напрашивается утвердительный ответ: верно, ведь старость завершается именно смертью. Вот уже и готово обозначение качественного своеобразия старости как возраста и этапа жизненного пути человека: старость непосредственно предшествует смерти. Правда, потенциально смерти предшествует любой этап жизненного пути, однако, актуально для них смерть не является неизбежной. У старости же исход только один - смерть. Тут потенциальное и актуальное совпадают, сливаются и нет уже никакой вариации, никакого выбора. Стало быть, все возможности исчерпаны, вероятно, они осуществлены и других больше не предвидится...
И всё же с утвердительным ответом спешить не стоит: старость и смерть качественно разнятся меж собой, они, как это понятно, совсем не суть одно и то же. Старость - этап жизни, бытия человека. Смерть - уход из жизни, погружение в небытие. А бытие и небытие, как кажется на первый взгляд, вещи несовместные. И потому в старости - как этапе жизненного пути - нет ничего зазорного. Не так уж и плохо пожелать человеку дожить до старости, тем более, прожить саму старость. Ведь это, по сути дела означает, что мы желаем человеку полной (полноценной) жизни. Чтобы он прошёл все положенные ему стадии, вкусил и прелестей, и горестей, свойственных каждому жизненному этапу. И если мы убегаем от старости, то не обкрадываем ли самих себя в собственной жизни? Не оказываемся ли в таком случае этакими неполноценными людьми, не ощутившими всей полноты жизни? Ведь природой человеку предназначена старость как его естественное состояние, которого он должен достичь. Вот только далеко не каждому это удаётся.
В России в 1994 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 65 лет (59 - у мужчин, 72 - у женщин). В США, Великобритании - 75 лет, в Швеции - 78 лет, в Японии - 79 лет. . А это значит, что в России старость становится дефицитным возрастом. И если демографы, анализирующие возрастную динамику населения, констатируют, что на земном шаре в целом наблюдается постарение населения, что ведёт к ряду неблагоприятных последствий, то кто может сказать, не обернётся ли ещё большим социальным и психологическим бедствием то, что население России оканчивает своё странствие по возрастам, не достигая старости, т.е. не проживая полного периода жизни. Как это скажется на следующих поколениях, на отношениях между поколениями, на их самочувствии, самосознании, на социальном и психическом здоровье, наконец, на чувстве полноты жизни?
Видимо, в самой старости, раз она является завершающим этапом жизненного пути человека, заложен некий смысл, некая мудрость, а потому и не столь уж зазорно желать человеку дожить до старости. И пока и поскольку факт старости как именно завершающего этапа жизни налицо, постольку проблема старости и старения имеет и будет иметь свою общечеловеческую значимость. Она всегда будет привлекать к себе внимание людей - от простых обывателей до учёных и богословов. Можно сказать, что сама эта проблема относится к разряду нестареющих: она существует с тех пор, как появился человек, странствующий по возрастам, как появилось общество, в котором одновременно живут разные поколения и каждое из них связано с другим, каждое несёт в себе специфический социальный и культурный смысл. Сосуществующих и взаимодействующих поколений, если измерять время жизни человека веком, 100 годами, как правило, три: молодое, зрелое и старшее (старое). И от того, какая в этих отношениях сложится конфигурация, во многом зависит место, роль, значимость каждого из поколений в конкретную эпоху. Не случайно испанский философ Х. Ортега-и-Гассет различает эпохи старчества и эпохи юности. .
В XX в. в связи с увеличением численности и удельного веса старых людей в возрастной структуре многих стран мира, включая и Россию, возникла геронтология - наука о старении и старости, основной задачей которой стало изучение путей продления полноценной жизни человека. За это время геронтология накопила колоссальный эмпирический материал, выдвинула различные концепции старости, которые требуют тщательного анализа и обобщения.
Вершиной естественнонаучного изучения старости в XIX в. стали труды И. И. Мечникова. В его книгах «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека» старость рассматривается как закономерный этап человеческой жизни. И. И. Мечников разработал теорию ортобиоза, в которой анализирует проблему естественного, физиологического и преждевременного, патологического старения. Опираясь на эволюционное учение, он исследовал продолжительность жизни и механизмы процесса старения.
После И. И. Мечникова проблема старения и старости исследовалась в биологии старения. И. Н. Буланкин, Дж. Биддер, М. С. Мильман, В. Н. Никитин и другие высказали много предположений о начале процесса старения. Различия в истолковании механизмов старения породили множество школ и направлений в рамках биологии старения.
Одной из наиболее важных проблем геронтологии является изучение связей между возрастными изменениями и болезнями старости. Имеют место попытки создать общую теорию старческих изменений, исследовать системные механизмы старения.
Однако, несмотря на впечатляющие успехи и достижения современной геронтологии, нельзя не заметить, что она, а также комплекс связанных с нею дисциплин, в основном ограничиваются естественнонаучным подходом к процессам старения и старости. И хотя геронтология претендует на создание универсальной естественнонаучной теории старения, тем не менее её притязания оказываются во многом неэффективными. Дело в том, что геронтология, функционирующая прежде всего как естественнонаучная дисциплина, в лучшем случае «расположена» на стыке естественнонаучного и социального способов изучения старости. Она исследует не старость и не процесс старения, но человека стареющего. Для неё старости самой по себе нет - старость здесь является своего рода абстракцией, обозначением человека, достигшего последнего возрастного этапа. Потому геронтология методологически ограничена медико-биологическими и социальными представлениями о человеке. А это - позиция, сомнительная методологически. Человек же - не просто биосоциальное и даже не биопсихосоциальное, но культурно-историческое существо. И вся его жизнь, включая и её биосоциальные аспекты, развёртывается, протекает в рамках определённой картины мира.
Путешествие по возрастам - это не только биологический процесс старения, не столько социальные проблемы пожилых людей, хотя всё это очень важно, но, прежде всего, странствие по возрастам в том или ином культурном пространстве, где жизненный путь человека вычерчивает порой весьма замысловатые траектории. И если действительно верно, что старости как таковой нет, позволим себе согласиться с точкой зрения геронтологии, то есть существуют лишь старые люди, то это справедливо лишь до определённых рамок. С точки зрения культуры старость обретает иное смысловое измерение, включающее особые социальные роли старых людей в социуме, особое их состояние в контексте родового бытия человека (племени, нации, народа). А потому она обретает вполне осязаемое бытие не только в абстрактном, но и живом воплощении, оставляя след в культуре в виде того или иного образа, феномена. Старость, как феномен социокультурной жизни общества, существует вполне реально. Носителем образа старости, в котором воплощается этот феномен, оказывается не просто эмпирически стареющий индивид, но народная традиция, обычай, то особое место, которое занимает старый человек в обществе. Потому от естественнонаучного видения проблемы для раскрытия старости следует перейти к её социокультурному исследованию.
В то же время надо отчётливо представлять, что и социокультурный аспект анализа старости ограничен в самом своём существе. Он важен тогда, когда возникает потребность вскрыть социокультурные типы и образы старости, выявить их динамику в общем контексте человеческой жизни. Но смысл старости и на этом пути полностью ещё не раскрывается, хотя это уже более глубокий и содержательный, по сравнению с геронтологическим, уровень её исследования. Человек есть существо не только биологическое, социокультурное, но и вселенское, он обладает вселенским бытием, бытием в мире в целом. И как только затронута тема «мира в целом», значит, поставлен вопрос о последних (или, что то же самое, первых) основаниях бытия человека в мире, а вместе с этим и вопрос об основаниях его возрастов. Стало быть, совсем не лишена смысла проблема метафизики старости - только на этом пути можно надеяться изучить этот феномен во всей его полноте.
Такой поворот проблемы оправдан тем, что человек - существо целостное, обладающее телесно-душевно-духовным бытием, а потому и всякий его возраст преломляется через эти его измерения. Человек - существо одновременно и индивидуальное, и родовое. Потому всякий его возраст не только индивидуален, но и воспроизводится в родовом бытии. Значит, старость тоже есть системно-целостное состояние человека, имеющее своё отпечатление в индивидуальном, родовом и вселенском назначении человека. Старость, как становится ясно, не сводится к биологическим, медицинским, антропологическим и прочим аспектам человека. Она есть целостный акт его бытия, вбирающий в себя все эти характеристики, являющий собой некий символический ценностно-значимый метафизический феномен, исполненный глубокого смысла. Какого именно? Об этом и пойдёт речь в настоящей книге.
Разумеется, её автор не претендует на полноту рассмотрения проблемы. Цель книги более скромная: привлечь внимание к чрезвычайно важной для всех нас проблеме и обозначить некоторые новые подходы к осмыслению феномена старости.
Примечания
1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1. М.:1993. С.91.
2. Там же. С.91.
3. Там же. С.91.
4. Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //Вопросы философии. 1997. №10. С.11.
5. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: 1991. С. 6-7.

ID: 2016-05-27-A-6920

Оригинальная статья (свободная структура)

Курышова Т.В., Алпысбаева Ж.М.

Резюме

В связи со значительным ростом населения пожилого возраста в развитых странах вместе с развитием общества возникают и социальные проблемы, связанные с демографическим постарением - необратимым глобальным процессом, который социологи называют феноменом ХХ века. В статье осуществляется анализ философских представлений о феноменах старости и старения, определяется специфика отношения к пожилым людям в современном обществе и выявляется положение данной возрастной группы в социуме.

Ключевые слова

Старость, старение, социальная эксклюзия

Статья

Алпысбаева Ж.М., Курышова Т.В.

Научный руководитель: Чебан А.Г. ассистент, Фахрудинова Э.Р. к.ф.н., ассистент

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Старость - неотъемлемая часть жизни каждого человека, характеризующаяся ухудшением здоровья и умственных способностей организма. В современном мире наблюдается тенденция увеличения численности населения в возрасте 60 лет и старше. По прогнозам Организации Объединенных Наций к 2050 году более 20% населения мира будут пенсионерами. Это явление получило название старения общества. В связи с увеличением численности людей пожилого возраста становится актуальным социально-философское осмысление феномена старости в современном обществе.

Со временем отношение общества к старости, старению и старым людям меняется. В доиндустриальную эпоху опыт и знания пожилых людей высоко ценятся, что упрощает самореализацию стариков в социуме. В процессе перехода от традиционного этапа развития общества к индустриальному положение старых людей вытесняется на периферию социальной жизни, тем самым затрудняя самореализацию данной возрастной группы.

Цель нашей работы заключается в раскрытии философского и социологического аспекта проблемы. Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) провести анализ философских представлений о феноменах старости и старения; 2) определить специфику отношения к пожилым людям в современном обществе и выяснить положения данной возрастной группы в социуме.

Феномен старости на протяжении многих веков тревожил умы выдающихся мыслителей. И это вполне обосновано: осмысление старости неразрывно связано с такими фундаментальными темами философствования, как бытие и небытие, жизнь и смерть, природа человека, смысл жизни, гуманизм и др.

Проводя анализ произведений античных философов относительно процессов старения, нетрудно заметить сходство позиций и мнений, в которых наиболее часто поднимается вопрос о целомудрии пожилого возраста, об особенных склонностях пожилых людей к высшим должностям, к управлению общиной и судейству.

Древнегреческий философ, Платон отдает преклонному возрасту особое предпочтение. Мыслитель античности утверждает, что физическое старение организма восполняется духовным обогащением, мудростью, проницательностью, внутренней свободой. Данное утверждение звучит актуально независимо от смены тысячелетий.

Однако не для всех мыслителей старость представляется достойным периодом в жизни человека. Одним из таких философов выступает Аристотель, критически оценивая процессы старения, он формирует негативный портрет пожилого человека. Мыслитель выдвигает идею, суть которой заключается в том, что в процессе старения зрелого человека покидают физические и умственные силы, духовные способности. В трудах античного философа были отражены лишь отрицательные качества пожилых людей: мнительность и скептицизм, скупость, ворчливость, малодушие.

Следуя идеям Аристотеля, «любители мудрости» поздней римской античности акцентируют свое внимание на физическом старении человека, изображая его обессилившим, изнеможенным, жалким, убогим и больным.

Наиболее богатым источником информации о процессах старения из дошедших до наших дней писаний античного времени являются труды Цицерона. В сочинениях философа справедливо подчеркивается, что уважения не добиться сединой в волосах и количеством морщин на лице, его надо заслужить своими деяниями, прожитой жизнью. Вместе с тем, философ утверждает, что высшей наградой, наибольшим удовольствием в старости выступает пребывание в окружении молодежи, жаждущей перенять лучшее.

Цицерон, древнеримский политик, оратор и философ, предлагает несколько рецептов счастливой старости, в основе которых - призыв к активной деятельности. В качестве залога приятной старости мыслитель выдвигает участие в социализации молодежи.

В период Средневековья, когда наука решительно шагнула в сторону мистики и алхимии, изменениям подверглись и геронтологические знания.

На проблемах старости и старения акцентирует свое внимание политик эпохи Возрождения, Мишель Монтень. Проведя параллель между жизнью человека и природой, он делит ее на отдельные промежутки времени, начальным из которых является пора первых побегов, за ней следует период цветов и плодов, завершает вереницу пора увядания.

Сравнивая старость с заболеванием - патологическим процессом, симптомами которого выступают болтливость, скупость, суеверность - философ называет пожилого человека беспомощным, поэтому наилучшими методами лечения для него являются любовь и привязанность близких.

Великие поэты и мыслители ранних времен, рассматривая проблему старых и стареющих людей, ассоциировали старение с трансформацией жизненных интересов и ценностей.

В своих трактатах один из самых известных философов-иррационалистов, Артур Шопенгауэр, подчеркивает, что молодость создана для поэзии, а старость - для философии. И лишь в зрелом возрасте человек овладевает наиболее полным, точным пониманием жизненных законов и самой жизни, созерцая ее восход и завершение.

Более того, Шопенгауэр абсолютно точно подчеркивает, что самым большим несчастьем для пожилого человека является бедность. И не столько бедность, как материальное неблагополучие, сколько мизерность, бедность и убогость интересов. Делая особый акцент на недостатке общения, мыслитель говорит о жалкой, кручинной старости, разрушении планов и замыслов, фрустрации.

Изучая представления философов относительно процессов старения, можно смело брать на вооружение рецепты счастливой старости, предлагаемые мыслителями разных эпох. Например, немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, Альберт Швейцер, побуждая человечество к добру, милосердию и самопознанию, развивает мысль о том, что стоит оказывать поддержку со стороны общества, то есть помогать организовывать динамичную, интересную жизнь в старости, вовлекая в процесс этой организации насущные знания и целомудрие пожилых. Ведь именно то, какую позицию занимает общество по отношению к старым и стареющим людям, обусловливает роль пожилого человека в этой социальной среде. Более того, именно эта позиция определяет, станет ли старость проблемой или периодом развития для каждого из его представителей.

Проблематика старости привлекала внимание и австрийского социолога Розенмайера. Отводя особое значение изучению взаимоотношений между различными возрастными группами, он выдвигает на первый план процесс формирования отношения к пожилым как ненужным обществу людям.

Подобная тенденция наблюдается и в современном российском обществе, когда в связи с невостребованностью жизненного опыта старого или стареющего человека, ненужностью его интеллектуального потенциала, накопленной за многие годы энергии и навыков общественной деятельности, население такого возраста выходит из состава активной части социума, и становится лишь объектом социальной помощи и опеки.

Обзорное изучение мнений, позиций, суждений о понимании процесса старения представителей философской мысли, позволяет сформировать следующие выводы:

Наиболее распространенное воззрение мыслителей на проблему старости выражается в наличии непосредственной взаимосвязи между физическим, духовным и умственным состоянием пожилого человека и его прежними деяниями. Тот, кто стремится к общению, созданию социальных связей, кто занят интеллектуальной деятельностью, и при этом, накопивши опыт и знания, остается молод душой, тот познает старость как наивысшую ступень радости и удовлетворения, в которой физическая слабость восполняется благоразумием, духовным обогащением.

Существует и контрарный взгляд на процесс старения, который характеризует старость сугубо как период, когда человека ждут болезни, ухудшение умственных способностей, затухание всех функций организма, что с точки зрения некоторых философов, в особенности мыслителей римской античности, неизбежно.

В доиндустриальное время ценность опыта и знаний старых людей присваивали им высокий общественно-культурный статус. Новое время стало переломным моментом в отношении старости. Молодость ставится в приоритет, как наиболее эффективный и нацеленный на развитие возраст, а старость приобретает деструктивно-пренебрежительные характеристики, вызывая тем самым явление эксклюзии пожилого человека. Использование людьми молодого возраста средств массовой информации и средств массовой коммуникации приводит к формированию и закреплению необъективных стереотипов по отношению к старым людям. Люди данной возрастной группы порой рассматриваются только как объекты социальной помощи. Причиной формирования негативного отношения к пожилым людям могут послужить и они сами, когда в отношениях с другими членами общества теряют чувство такта. Вместе с негативными стереотипами старения часто ставят феномен эйджизма, как называемую возрастную дискриминацию. Подобная стереотипизация пожилых людей формирует не только негативное восприятие старости у трудоспособного населения, в частности у молодёжи, но и страх перед старением.

Исправляет такое положение дел воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к старым людям, чей жизненный опыт в семьях с бабушками и дедушками ценится и оберегается, а так же преставление о старости как об олицетворении мудрости и правильно прожитой жизни.

Социологические опросы, выполненные исследовательским центром Superjob.ru в 2007 г., показывают, что боятся старости более 80% респондентов. 60% россиян и более не желают быть обузой для своих родственников, жить на одну пенсию, экономя на продуктах, лекарствах и пр. Напротив, в европейских странах старость определяется как этап жизни, когда можно отдохнуть от работы и путешествовать.

Для выявления характера отношения молодежи к пожилым людям было проведено собственное исследование методом анонимного анкетирования студентов СГМУ (от 18 до 20 лет). Анкетирование показало следующие результаты:

1) у 57% респондентов старость ассоциируется с ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием организма и следующим этапом после старости - смертью, в то время как 43% из них считают старость таким периодом жизни, когда можно пожить в своё удовольствие, например, прочесть книги, на которые не хватало усидчивости в молодости, поехать в путешествие;

2) большинство опрошенных студентов всегда готово помочь пожилому человеку (например, перейти через дорогу) и с уважением отнестись к его возрасту (например, уступить место в общественном транспорте), меньшинство же предпочитают проигнорировать или помочь, лишь бы «отвязался (-ась)»;

3) ответы на вопрос о доверии своих личных проблем показывают, что около 60% респондентов за советом или моральной поддержкой идут к другу (подруге), 40% - делятся переживаниями с родителями, но никто из опрошенных не обращается к собственным бабушкам и дедушкам (или к специалисту).

4) 60% студентов согласились с тем, что в нашем обществе тенденция негативного отношения к пожилым людям присутствует, а 40% респондентов нынешнее положение дел полностью устраивает.

Согласно результатам анкетирования ценность опыта и знаний старых людей среди молодёжи утратила своё былое значение. Целая жизнь за плечами стариков и возможность дать совет подрастающему поколению во избежание ими ошибок не ставится в приоритет. Помимо этого прослеживается негативное отношение молодёжи к самой старости, как к последнему этапу жизни перед смертью. Большинство юношей и девушек соглашаются с присутствием в нашем обществе тенденции негативного отношения к пожилым людям. В связи с этим необходимость уважительного отношения к людям данной возрастной группы (от 60 лет и больше) чётко закреплена у преобладающей части молодого поколения.

Проведённый анализ философских представлений о феноменах старости и старения показал, что представители философской мысли по-разному оценивали данное явление. Большее распространение получило понимание старости как периода жизни, когда физическая слабость восполняется благоразумием и духовным обогащением. Наряду с этим существует и противоположный взгляд на процесс старения, который характеризует старость как неизбежный период затухания всех функций организма, в том числе и умственных способностей.

В современном мире, где молодость является наиболее привлекательным и востребованным возрастом, прослеживается не только эксклюзия пожилого человека, но и негативная стереотипизация данной возрастной группы. Однако именно то, как мы представляем пожилых людей, является оценкой нашего собственного будущего, поэтому основной задачей молодого человека является преодоление предвзятого отношения к старости и старению.

Литература

1. Жданова И.В. Современные философские представления о феноменах старости и старения. // Сб. научных трудов НГТУ. - 2006. № 1 (43). С. 171-176.

2. Жданова И.В. Теоретико-методологические основания изучения старости и старения в современном обществе. - Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - Томск, 2007.

3. Прохорова Л.В. Самореализация пожилых людей как способ преодоления социальной эксклюзии: социально-философский анализ. - Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - Новосибирск, 2010.

4. Пигров К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости. // Философия старости: геронтософия. Сб. материалов конференции. Серия «Symposyum», выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 3-6.

5. Дьяченко Л.И. Феномен старости в современном обществе: социально-культурная и личностная экспликация. - Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. - Казань, 2009

В мире, оказывается, есть нестареющие люди, которые остаются молодыми в возраст 97 лет. И это не следствие каких-то операций или инъекций, никакой фальсификации. Они, действительно, не стареют, застыв на определенной возрастной отметке. Есть и те, кто с каждым годом молодеют.

Феномен: не стареющий человек

C каждым годом прибавляются случаи, когда человек не только перестает стареть, но и начинает молодеть. Они не предпринимают ничего для омоложения, ни в плане изменения образа жизни, ни в плане медицинского вмешательства. Ученые это явление называют феноменом. Природа его не ясна, но представляет большой интерес.

Самый старый нестареющий человек отметил 97-летие.

Случаи остановки старения, обращения старения в омоложения бывают разными. У этих историй есть как счастливый конец, так и печальный. Есть дети, которые сразу после рождения остаются в своем возрасте. Их тела стареют, но неравномерно, вызывая деформацию. Процесс старения протекает медленно. Один год взросления таких детей равен 4 годам обычных детей. Такой ребенок никогда не сможет состариться, потому что умрет от других причин раньше срока. Для родителей это не чудо, а настоящая беда. Ученые полагают, что причина лежит в мутации генов. Но, точно они пока сказать ничего не могут.

Живут также и люди, которые перестают стареть после стечения некоторых обстоятельств. Они стремительно молодеют, но потом снова начинают стареть интенсивней прежнего и умирают . Также, есть и более оптимистичные случаи, когда человек просто не стареет так быстро, как обычные люди. Темпы его старения настолько медленные, что окружающим практически незаметны.

Нестареющая Кэнди Ло

Модель, по происхождению китаянка. Кэнди сейчас 50 лет, а выглядит она как 30-летняя женщина в расцвете сил. Мать троих детей. Она считает, что медленное старение в ее случае связано с идеальным образом жизни, отсутствием вредных привычек, положительным психологическим настроем и спортом. Поняв, что она значительно моложе своих сверстниц, Кэнди использовала свое преимущество в коммерческих целях, написав книгу о своей истории. Книга называется Timeless (Вне времени).

Молодеющая Роза Фарони

Этой женщине сейчас 97 лет, вы можете в это поверить?

Это как раз тот человек, который, дожив до 97 лет, не стареет до сих пор. Наоборот, Роза Фарони помолодела насколько, что ее перестали узнавать знакомые, путая ее с дочерью.

Сейчас она шутит насчет того, что если решит забеременеть, не смешно ли будет рожать, когда на пороге 100-летний юбилей. При этом, как отмечают геронтологи, она помолодела не только телом, но и умом.

Все ее данные моложе ее паспортного возраста как минимум на 70 лет. Она имеет острый ум, прекрасную память, физическую форму. Всю свою жизнь она никогда не соблюдала никаких диет, не вела правильный образ жизнь, курила и пила. Это настоящий феномен.

Неспящий Яков Циперович


Этот парень выглядит в 58 лет как будто ему 30 с небольшим.

Это мужчина, который живет на территории Германии. После опыта клинической смерти, длящейся около часа, он очнулся и перестал стареть. Это случилось в 1979 году.

Интересный факт истории этого человека заключается еще и в том, что ему не нужен сон. Он вообще не может спать. Он научился со временем придавать телу горизонтальное положение, но оно не нуждается во сне.

Для того, чтобы научиться беспрепятственно ложиться на поверхность, ему понадобилось время и занятия йогой. Сейчас Якову Циперовичу 58 лет, он совершенно здоров и выглядит ровно настолько, сколько ему было до клинической смерти.

Нестареющая Сэй Сенагон

Японке Сэй только исполнилось 75 лет, как она перестала стареть. Она начала молодеть. Физиологический процесс ее организма полностью обратился в процесс омоложения. Обновились волосы, зубы, пропали морщины, заново запустился менструальный цикл, и появилось сексуальное желание. Со временем женщина стала выглядеть совершенно молодой. Ей пришлось развестись с мужем и повторно выйти замуж за более молодого мужчину, от которого она родила ребенка.

Существует ли вероятность превратить феномен в норму?

Такая вероятность существует. Ученые из Соединенных Штатов Америки пришли к выводу, что процесс старения не является естественным для организма человека. Генетически в человеке заложена сложная программа по противодействию старению.

Видео: Как остановить старение с помощью антиоксидантов и свободных радикалов.

За долголетие в человеческом организме отвечает целая группа генов. Изучив ДНК пожилых людей, которым исполнилось 90 лет, ученым удалось составить генетическую карту человека. Группа испытуемых людей состояла из сестер и братьев, родных по крови.

Открытие оказалось ошеломительным. Выяснилось, что у исследуемых пожилых людей была обнаружена группа генов, которая блокирует гены, запускающие процесс старения.

Их назвали генами молодости. Проблема заключается в том, что эти гены обычно остаются неактивными. Сегодня задача перед геронтологами состоит в том, чтобы понять механизм активации этих генов. Когда это произойдет, нестареющие люди будут появляться все чаще, до тех пор, пока все человечество не омолодится.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

по учебной дисциплине «Антропология»

Тема: «Процесс старения и феномен старости»

Выполнил:

Кудрова Светлана Николаевна

Введение

2. Виды старения

4. Оценка старости в обществе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной мной темы «Процесс старения и феномен старости» обусловлена тем, что старение является закономерным биологическим процессом, развивающимся с возрастом и проявляющимся постепенным снижением приспособительных возможностей организма. Являются ли старые люди полезными членами общества или они представляют собой экономический и моральный балласт? Приятный или неприятный период жизни - старость? На эти вопросы пытались ответить философы, поэты, социологи и политические деятели, их мнения разнообразны и противоречивы: от восторженных похвал до пессимистического пренебрежения.

Цель реферата исследование психологических и физических возможностей в старости, которые являются не только научно актуальными, но и жизненно значимыми. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью. Этот возраст отмечает особое предназначение, специфическую роль в системе жизненного цикла человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времён и поколений. Только с позиции старости можно понять и объяснить жизнь как целое, её сущность и смысл, её обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

Старость - это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, отделяющая старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в проявлении функциональных возможностей человеческого организма. Однако, помимо упадка физических сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими, как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Этот возраст интересен тем, что нет той позиции, с которой можно было бы дать полную и исчерпывающую характеристику старости. Хотя геронтологи отнюдь не единодушны в оценке главного предмета своих исследований, но большинство их, безусловно, не считают старение болезнью. Они считают, что старость в первую очередь - это биологический феномен, который сопровождается серьёзными психологическими изменениями. Изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне - человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, наконец, на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним. Это даёт основание определить старение как результат ограничения механизмов саморегуляции, снижение их потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулировании генетического аппарата. Таким образом, проблема старения - это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которая возможна без соответствующего психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве.

Старение - это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. В настоящее время интерес к изучению старости не вызывает сомнений, однако геронтопсихология - это самая молодая область современной психологии развития. Возросший интерес психологии к проблемам старости был обусловлен двумя группами причин. Во-первых, наука стала располагать данными о том, что старость не является процессом тотального угасания. Как отмечал Б.Г. Ананьев, геронтологи пришли к выводу о том, что в старости, наряду с инволюционными процессами, существуют другие процессы и факторы, противостоящие инволюционным силам. Так, геронтология отбросила прежние представления о тотальном и одновременном старении всех жизненных функций и уделяет большое влияние проблеме долголетия. На сегодняшний день геронтологи рассматривают старость, как качественную своеобразную перестройку организма, с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего спада. Психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно. Между тем этот период - значимый этап онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и соответственно, формирование образа «позитивного старения». Важность изучения и разработки психологии старения как главной составляющей социальной геронтологии очевидна. Но кроме психологических возникает много ещё не решённых проблем, в том числе в сфере теоретических объяснений, методологических подходов.

Задачами реферата являются рассмотреть, каково старение сегодня и каковы проблемы старости, почему человек стареет (как выглядит человек в старости), какие существуют виды старения, дать характеристику личности в старости, оценку старости в обществе.

психология старение геронтология биологический

1. Причины старения и отличие старения от старости

Старение - универсальный и закономерный биологический процесс, характеризующийся постепенностью, разновременностью и неуклонным прогрессированием, ведущий к понижению адаптационных возможностей, жизнеспособности индивида и в конечном итоге определяющий продолжительность жизни. Проявления старения многообразны и затрагивают все уровни организации: от молекулярного до систем саморегуляции целостного организма. К числу его внешних проявлений относятся: уменьшение роста (в среднем на 0,5-1 см за 5-летие после 60 лет), изменение формы и состава тела, сглаживание его контуров, усиление кифоза, эндоморфизация, т.е. ускоренное уменьшение мускульного компонента сравнительно с жировым, перераспределение жирового компонента, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица в связи с потерей зубов и редукцией альвеолярных отростков челюстей, увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта, утончение губ, разнообразные изменения эктодермальных органов (уменьшение количества сальных желез, толщины эпидермиса и сосочкового слоя кожи, поседение).

Особое значение имеют нарушения функционирования важнейших систем регуляции на уровне целостного организма, на клеточном и молекулярном уровнях. Возрастные изменения ЦНС прослеживаются, как в структурных (уменьшение массы мозга, величины и плотности нейронов, отложение липофусцина и др.), так и в ее функциональных параметрах (падение работоспособности нервной клетки, изменения в ЭЭГ, снижение уровней биоэлектрической активности и т.д.); характерно, далее, уменьшение остроты зрения и силы аккомодационной способности глаза, снижение функции слухового анализатора, возможно, также вкусовой и некоторых видов кожной чувствительности. Уменьшается масса, изменяются другие морфометрические характеристики и снижается гормонообразование в ряде эндокринных желез, например в щитовидной и половых. В целом обнаруживается, правда с большими индивидуальными колебаниями, и тенденция к снижению основного обмена: к 100 годам его уровень составляет всего 50% от уровня в 30 лет.

Происходит замедление и уменьшение биосинтеза белка, повышается содержание жира в различных тканях и в крови, изменяется соотношение липидных фракций, нарастает частота снижения толерантности к углеводам и инсулиновой обеспеченности организма. Значительные сдвиги наблюдаются в структурных и функциональных характеристиках и других важнейших систем организма, таких, как пищеварительная (например, снижение секреторной активности пищеварительных органов), дыхательная (уменьшение ЖЕЛ), выделительная (снижение основных почечных функций), сердечно-сосудистая (уменьшение сократительной способности миокарда, повышение систолического АД, замедление ритмической деятельности сердца), система крови (сдвиги в протеинограмме, снижение числа тромбоцитов, интенсивности гемопоэза, гемоглобина), иммунологическая (нарушения клеточного и гуморального иммунитета, особенно тимус-зависимых функций, способности организма к адаптации, аутоиммунные расстройства). Обнаруживаются изменения на клеточном и молекулярном уровнях, а также в системе самого генетического аппарата (угасание функциональной активности клеток и генов, изменения проницаемости мембран, уменьшение уровня метилирования ДНК, увеличение доли неактивного хроматина, повышение частоты хромосомных нарушений и др.).

Однако процесс старения внутренне противоречив, так как в ходе его не только возникают деградация, дезинтеграция, снижение функций, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы, т.е. развертываются компенсаторно-старческие процессы - витаукт, по В.В. Фролькису (от лат. vita - жизнь, auctum - увеличивать). Так, снижение уровня секреции некоторых гормонов компенсируется повышением чувствительности клеток к их действию; в условиях гибели одних клеточных элементов функция других усиливается.

Особенно проявляют себя такие компенсаторные процессы в характеристиках интеллекта, социальной и психологической сферах. Как и процессы роста и развития, старение протекает гетерохронно. Геронтологами отмечено, что атрофия ключевого органа иммунологической защиты организма - тимуса - начинается в 13-15 лет, а гонад у женщин - в 48-52 года; в костной системе отдельные сдвиги могут проявляться очень рано, но развиваться медленно, тогда, как в некоторых структурах ЦНС они долго не улавливаются, но впоследствии развиваются очень быстро. Таким образом, единичные проявления "старческой" инволюции наблюдаются уже на 3-м и даже на 2-м десятилетиях жизни. Нужно, следовательно, разграничивать старение как длительный гетерохронный процесс и старость как его заключительную фазу, характер и время наступления которой определяется темпами и интенсивностью физиологического старения, зависящими в свою очередь от многих причин.

Старость - биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах. Определение биологического возраста при старении необходимо для решения социально-гигиенических, клинических, экспериментально-геронтологических задач, при оценке эффективности мероприятий по продлению активного долголетия. Однако, в отличие от периода развития, для которого существует четкий эталон дефинитивного статуса - состояния по завершении полового созревания, в периоде старения нельзя выделить однозначный "эталон старости". Предлагается принять за точку отсчета состояние организма в период 20-25 лет как "оптимальную норму"; при этом отрицается существование четкой грани между проявлениями старения и возрастной патологией (В.М. Дильман).

Согласно другой точке зрения (В.В. Фролькис), не существует единой "идеальной нормы" для всех возрастов - каждый этап развития, в том числе и нисходящий, должен характеризоваться собственной возрастной нормой. Чаще всего в батарею тестов, использующихся геронтологами при определении биологического возраста, включаются: масса тела, АД, содержание в крови холестерина и глюкозы, а также аккомодация глаза, острота зрения и слуха, динамометрия кисти, подвижность суставов, некоторые психомоторные тесты.

Существует множество теорий старения, каждая из которых имеет свои достоинства, но среди них нет ни одной совершенно бесспорной. Изучение представителей разных биологических видов показало, что продолжительность жизни, характерная для каждого животного или растения, отчасти обусловлена наследственностью. У людей влияние генов особенно бросается в глаза при изучении идентичных (монозиготных) близнецов. У монозиготных близнецов, даже находящихся в долгой разлуке, типичные признаки старения (облысение, появление морщин, усыхание) появляются в одно и то же время; они даже часто умирают одновременно (в случае естественной смерти). Однако для того чтобы наследственные компоненты процесса старения могли проявляться полностью, необходимо устранить или стабилизировать все прочие факторы, такие как стресс, несчастные случаи и болезни. К сожалению это невозможно.

На старение могут влиять различные внешние факторы, от роковых автокатастроф до детских болезней и загрязнения воздуха. Джонс (1959) изучил некоторые постоянные и переменные внешние факторы, способные увеличить или уменьшить среднюю продолжительность жизни. Например, сельские жители живут на 5 лет дольше городских, а состоящие в браке на 5 лет дольше тех, кто ведёт холостую жизнь. Тучность неизменно негативно влияет на продолжительность жизни, отнимая 3,6 года у тех, кто весит на 25% выше нормы, и 15,1 лет у тех, кто весит на 67% выше нормы. С распространением ядерных реакторов ещё одним внешним фактором старения стала радиация. Высокие дозы - как при лучевой терапии повреждают хромосомы в ядрах клеток, что, по некоторым данным, может ускорять процесс старения. Помимо наследственных и средовых факторов, связанных со старением, существуют также стохастическая теория и теория генетически запрограммированного старения. Согласно стохастическим теориям старения, организм стареет в результате случайных повреждений, как вызываемых происходящими в нём процессами, так и наносимых окружающей средой. Эти теории, иногда называемые теориями изнашивания организма, сравнивают организм человека с механизмом, который просто-напросто изнашивается от постоянного использования, причём у человека к этому износу добавляется накапливание клеточных дисфункций и повреждений. Хотя стохастические теории имеют привлекательные стороны, они ограничено объясняют старение в целом. Например, почему внутренняя «ремонтная мастерская» организма, какое-то время успешно справлявшаяся с устранением повреждений, вызванных неблагоприятными внешними воздействиями, вдруг перестаёт работать. Кроме того, они не объясняют, почему физическая нагрузка, которая, казалось бы, должна способствовать износу, благоприятно действует на организм.

Другой класс теорий старения связан с генетическим программированием. Согласно теориям генетически запрограммированного старения, старение определяют запрограммированные действия специфических генов. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Иначе говоря, предполагается существование своего рода встроенного таймера, который устанавливается на определённое время, когда должна наступить смерть. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно их роль выполняет единый клеточный пейсмейкер, находящийся, например, в головном мозге.

Ни одна теория полностью не объясняет процесс старения. Для этого, вероятно, необходимо объединение по крайней мере 2-3 теорий. Учёные активно исследуют процесс старения на всех уровнях, а также способы его замедления; некоторые из исследований связаны с изучением связи преждевременного старения из различных заболеваний, например, раком в детстве или артритом в юношестве. Цель других исследований - помочь людям прожить здоровую, не омрачённую болезнями жизнь вплоть до конца естественного жизненного цикла. Однако, несмотря на новые открытия в области медицины, маловероятно, что в ближайшее время удастся значительно увеличить продолжительность жизни человека.

2. Виды старения

Все без исключения стадии развития сопряжены с биохимической активностью. Изменения, происходящие на клеточном уровне, приводят к изменению формы, структуры и функции клеток, тканей органов и, наконец, в целом организма. С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связано «возникновение» всех видов изменчивости биологических признаков человека.

Численность престарелых граждан в мире очень быстро растет. Старение и старость превращаются в глобальную проблему. Следует отличать старение и старость. Как упоминалось выше, под старением имеется в виду процесс, старость понимается как его результат. Процессу старения подвержен как отдельный человек, так и общество в целом. Старость - это последний заключительный этап в развитии каждого субъекта. Старение, если рассматривать его как процесс, включает в себя несколько этапов. Очень сложной является проблема выделения границ старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Один из основоположников отечественной геронтологии - И.В. Давыдовский категорически заявлял, что ни каких календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на непрерывный и постепенный процесс, а не на определённую и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу.

По данным Всемирной организации здравоохранения выделяется три хронологических периода:

пожилой - это возраст от 60 до 74 лет;

старческий - от 75 до 89 лет;

долгожители - от 90 лет и старше.

Считается, что старение носит конкретно-исторический характер и не стоит ее подводить под общемировой стандарт. В каждой стране должна быть своя периодизация старения, потому что средняя продолжительность жизни общества от страны к стране разнится. Например, в России средняя продолжительность жизни ниже, чем в Европе, значит, значения периодов старения должны быть снижены. По данным Отдела народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов средняя продолжительность жизни в Европе (2002) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72. В нашей стране необходима следующая периодизация:

пожилые люди - от 60 до 69 лет;

старые люди - от 70 до 84 лет;

долгожители - от 85 лет и старше.

И совершенно нет оснований для разделения по половому признаку. Только по юридическим документам наши женщины, достигнув возраста 55 лет, становятся пожилыми (основание - получение пенсии). По причине расцвета социально-экономических, научно-практических и культурологических ценностей нижняя возрастная граница старости постоянно поднимается вверх.

В современной геронтологии выделяют такие виды старости, как:

хронологическая;

физиологическая;

психологическая;

социальная.

ронологическая старость определяется в основном количеством прожитых лет. Физиологическая старость определяется состоянием здоровья, количеством хронических заболеваний. Психологическая старость определяется самим человеком, его ощущением своего биологического возраста. Социальная старость заключает в себе признаки вышеназванных видов старости. Хотя она представляет собой намного больше, чем совокупность всех видов старости: количества прожитых лет, хронических заболеваний и психологического состояния. Каждый вид старости оказывает влияние на последующий вид. Они друг друга обуславливают. Но это лишь градация биологического возраста. Всё больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к длительности существования, измеряемой количеством прожитых лет.

Метрическое свойство времени указывает только на количественные показатели возраста, оно очень приблизительно фиксирует физиологическое и социальное «качество» человека и его самочувствие. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Выполнением этих ролей в соответствии с определёнными общественными нормами и предписаниями определяется социальный возраст человека, часто не соответствующий с календарным. Биологический возраст не может рассматриваться как некая внешняя социальному, но не сопряжённая с ним параллель. Поэтому психологический аспект старения М.Д. Александрова рассматривает применительно к сенсорно-перцептивной и интеллектуальной сферам, к характеристикам личности, динамике творческой продуктивности. Кроме того, по мнению других авторов, при определении пожилого возраста в качестве наиболее существенного признака служит социально-экономический «порог» - уход на пенсию, изменение источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

3. Характеристика личности в старости

Стратегическая задача антропологии - проследить процесс перехода от биологических закономерностей до социальных закономерностей. Проблема взаимосвязи социального стереотипа представлена в работе Л.И. Анцыферовой «Поздний период жизни человека: время тёплой осени или суровой зимы?». Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношением к миру и к себе, удовлетворённостью в жизни. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать своё окружение порождает удовлетворённость жизнью, и увеличивают её продолжительность.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация - типичный пример личностной идентичности и неспособности и неспособности человека построить новую систему идентификации.

Б. Ливехуд также отмечает, что последние годы переживаются по-разному. Одни старые люди отмечают, что снижение социальной активности помогло им понять самих себя и реально и глубоко ощутить слова «Христос во мне». Другие старые люди отчаянно цепляются за жизнь, которая медленно уходит от них. Рассматривая вопрос о различии продуктивности субъекта жизни в зависимости от уровня его личностного развития, Л.И. Анцыферова выделяет следующие критерии типов поступательного развития личности в поздние годы:

1) лишился ли человек работы в эти годы, или он продолжает свою профессиональную деятельность;

2) на какие ценности ориентирована его активность в период поздней взрослости.

В этом случае, если индивид очутился в ситуации отставки, перед ним встаёт трудная задача - реализовать свои возможности в новых видах деятельности, нередко требующих изменения образа жизни. Решению этой задачи поможет актуализация тех ранних фрагментарных Я-образов, которые возникли как результат опробования человеком себя в разных жизненных ролях. Именно с этих позиций можно интерпретировать описания Эриксоном жизни некоторых старых людей. Первый тип называется «прометеевым», и к нему относят личности, для которых жизнь непрерывное сражение. В поздние годы такие люди продолжают сражаться с новыми трудностями - возрастными болезнями. При этом они стремятся не только сохранить, но расширить субъективное пространство своего жизненного мира. Испытывая, в конце концов, необходимость в опоре на других, они принимают лишь ту помощь, которая завоёвана ими. Это люди, сохранившие активность благодаря жизнестойкости и упорству духа. Они субъекты своей жизни. Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки. Другой тип, представители которого тоже отличаются активным отношением к жизни, носит название «продуктивно-автономный». Как в ранние, так и в поздние годы жизни личности такого типа ориентированы на высокие достижения, успех, который обеспечивается многообразными стратегиями. Они самостоятельны, критически относятся к разным социальным стереотипам и общепринятым мнениям. Люди, жизненный путь которых отличается дерзанием, креативностью, успехом, конструктивно относятся и к спутникам старости - ухудшению физического состояния, появлению разных болезней. Своеобразно протекает процесс старения у выдающихся творческих личностей, имеющих возможность до глубокой старости продолжать свою креативную жизнь. Во многих случаях жизненный путь таких людей - это сплав счастья и страданий, чередование моментов потери и обретения нового смысла своей жизни. К числу причин, вызывающих у них острое чувство недовольство собой, относятся, в частности, исчерпанность наименее ранее жизненной программы, расхождение между масштабностью творческого дара и весьма неполной его реализацией в результатах деятельности.

В индивидуально-психологическом и социальном плане деятельность старых людей может быть более богатой в духовном отношении, направленной на утверждение нравственных ценностей своей повседневной, обыденной жизни. По критерию ориентации на ценности добра, справедливости, истины можно выделить два типа старения людей:

1) реализующих себя путём утверждения нравственных ценностей и

2) не достигших высокого уровня морального развития, часто преступающих в своих действиях нормы нравственности.

В работах Эриксона выявлены некоторые условия формирования неполноценных в нравственно-духовном отношении личностей. К этим условиям относятся: рано возникающее чувство безжалостности; недоверие к миру и отчуждение от окружающих; неприятие даже близких людей; отсутствие потребности заботиться о других и т.п. А. Эллис обнаружил сходный тип людей. Обобщённое негативное отношение к миру выражается в характерных для них высказываниях, начинающихся словами: «Я ненавижу», «Я терпеть не могу» и т.п. Интегрируясь в поздние годы, эти позиции становятся преградой для поступательного общения личности: человек относится с недоверием к любой новой информации, а также к её источнику, он отчуждается от быстро меняющейся социальной действительности. Иногда люди этого типа агрессивны, чаще же замыкаются, окружая себя плотным кольцом психологических защит. Несомненно, что эти проблемы связаны с нарушением когнитивного компонента Я-концепции. Социальные стереотипы, шаблоны воздействуют на субъективное отношения человека не только к социуму, но и к себе. Особенно они влияют на самовосприятие пожилых людей, так как оценочный критерий в их Я-концепции был обозначен в других социальных условиях. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое всегда включено в историческое пространство и неотделимо от системы знаков и отношений, лежащих в основе этого пространства.

Остановить ослабление психических процессов можно далеко не всегда и лишь средствами социальной терапии, но остановить или замедлить то, что принято называть «разрушением личности», особенно её социально- обусловленных черт, при соответствующих условиях возможно. Надо отметить, что человека делают личностью его социально психологические особенности: потребности, интересы, установки, принципы, позиции, ценностные ориентации, особенности эмоциональной сферы, а ядром личности является характер и мировоззрение. Изменения происходят в каждой из этих групп, причём наиболее быстро и сильно меняются интересы, а медленнее и слабее система ценностей и мировоззрение. Но вполне естественным, биологически обусловленным, можно признать, лишь пожалуй, изменение потребностей: налицо смещение приоритетов от материальных к коммуникативным. При достаточной заботе и поддержке сферу интересов удаётся сохранять почти на уровне зрелого человека. Психологически самой сложной, но и наиболее полезной и благодарной является работа по коррекции установок пожилого человека. Соответственно понятно, что резче и больнее человек будет реагировать на внешнее вторжение в сферы, менее всего изменившиеся.

Закончить характеристику личности в старости мне бы хотелось описанием кризиса идентичности, разделяющего зрелость и старость, образно говоря открывающего «врата старости». В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев назвали его кризисом «откровения Инобытия». По мнению авторов, этот кризис протекает в 55-65 лет и сущность его заключается в том, что взгляд человека обращается вовнутрь. Кажется, что все жизненные ориентиры необходимо пережить заново. Человек начинает готовится к иному бытию и проводит серьёзную ревизию прожитой жизни. Рано или поздно, но наступает период, когда человек уже с трудом может оперировать грузом предметного содержания своей деятельности, он «поглощается» предметом и «умирает» в предмете, воплощаясь в реальность в нём. Так, мать и отец воплощаются в детях, как в предмете своих родительских усилий в своей воспитательной деятельности, учитель в ученике, как в предмете своей образовательной деятельности и т.п. Этот груз предметного содержания, достаточно тяжёлый сам по себе, удесятеряется тем, что в непрерывном развитии, что в непрерывном процессе развития жизни зарождающееся новое содержание уже грозит отодвинуть его в прошлое, заменить своим, новейшим.

Открытия устаревают; у детей рождаются свои дети (внуки), требующие другого воспитания в изменившихся условиях; бурно меняется технология, иной становится предметная среда обитания человека. Отменить прогресс нельзя. Но трудно спокойно смотреть на то, как устаревает, отходит на второй план, а затем в небытие, то, что было сделано с таким трудом, ценой огромного напряжения. Всё это может вызвать не только «предметную смерть», как логическое завершение деятельности человека в определённом предмете, но и грусть, кризис идентичности. И стаивание деятельностной формы бытия человека неизбежно, ибо перед лицом разворачивающегося в истории прогресса общественной деятельности единичный человек, как бы ни была внушительна его личность и ярка индивидуальность, бессилен. Он всегда будет моментом общественно-исторического прогресса преобразования предметной сферы человеческой жизни. Как бы ни был значителен вклад отдельного человека в этот процесс, как бы не определился он в своей деятельности, сам факт исчерпанности отведённый именно ему возможности изменения предмета имеет всеобщее значение.

Нельзя ничего сделать «навсегда» в этой жизни; все равно оно окажется моментом исторического развития рода человеческого, памятником этой истории, свидетельством, оставленным будущим эпохам, но не венцом развития. После 55 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистически оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своих свершений, задумываться над смыслом жизни и ценностью сделанного. Заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворённости становятся успехи детей.

Кризис может быть преодолён и преодолевается многими людьми, когда они понимают роль и место сво6еей деятельности в историческом и общественном процессе и не только смиряются с необходимостью прогресса, обновления профессиональной деятельности, прихода новых людей, но и сами включаются в процесс созидания нового, используя своё влияние общественного и профессионального положения. В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность в новых условиях, найти себя и своему Я место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности. Завершение кризиса связано с решением вопроса об отходе от профессиональной деятельности, о том, чем заполнить свою жизнь за пределами активной включенности в производственную жизнь общества. Переход этой границы и есть вступление в старость как стадию жизни, но не состояние души.

4. Оценка старости в обществе

При оценке значения старости как возраста жизни большое значение имеют социальные стереотипы. Как указывает Т.В. Карсаевская, в обществе к старым людям относятся двояко: негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старости с живой могилой, второе - при оценке старости как желанного возраста, периода опыта и мудрости. Негативные установки по отношению к старым людям, возникшие на ранних этапах прогресса общества в условиях скудности существования и сохраняющиеся в известной мере в западном сознании, оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Этим вызвана необходимость критики геронтофобных установок.

С человеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности старых людей как носителей традиций и культурного наследия наций, пропаганда современных научных знаний о психологической наполненности красоте поздних лет жизни, о путях достижения «благополучного» старения. Большое значение влияние социального стереотипа старости на выбор стратегии адаптации к возрастному фактору в старости отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев. Они пишут, что в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей. Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей - психологическая основа общественной и профессиональной пассивности пенсионеров. Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период, - результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Их влияние приводит к негативным изменениям в ещё совсем недавно активных и здоровых людях. Такие стереотипы приходят в противоречие с объективным медицинским и психологическим статусом пожилых людей. Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную, жизнь в обществе, могут осваивать новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.

Заключение

Старость, как предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход на пенсию и часто - вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведёт к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается. Старческие немощи и проблемы, связанные с организацией жизненной среды, ложатся тяжёлым психологическим бременем на многих людей преклонного возраста. Пожилым людям приходится изменять свои Я-концепции по мере того, как они теряют прежнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособиться. Оценка человеком своего физического состояния часто является надёжным показателем его психологического благополучия.

Старея, люди начиная в своих мыслях исходить из того, сколько им осталось жить. Одна из центральных задач в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди должны отказаться от старых связей и уступить власть другим. Старики испытывают потребность в размышлениях о том, как прошла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оставят после себя людям. Ещё одной проблемой является острая потребность в нахождении смысла прожитой жизни. Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах. Гутман обнаружил, что мужчины становятся более пассивными и позволяют проявлять себе черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

Другие работы не обнаружили таких устойчивых и согласованных изменений жизненной ориентации и жизненных ценностей. Индивидуальная реакция человека на старение может определять, как степень последующего приспособления к нему, так и особенности развития личности в преклонном возрасте. Удаление от дел является значительной переменой статуса в поздней взрослости. Реакция на уход в отставку или на пенсию зависят от таких факторов, как желание оставить работу, здоровье, финансовое положение и отношение коллег. Приспособление к выходу на пенсию часто проходит легче, если человек планировал свой уход. Изменение статуса сказывается на семейных и личных отношениях, когда старики учатся приспосабливаться к прекращению воспитательной деятельности в семье, к ролям дедушек (бабушек) и прадедушек (прабабушек), к осуществлению ухода за больным супругом (супругой). Такие события, как потеря супруга (супруги) и близких друзей, в старости могут вызвать чрезвычайный стресс. Среди людей старше 65 лет количество вдов превышает количество вдовцов больше чем в пять раз. Стареющие вдовы вступают в новый брак гораздо реже, чем вдовцы. Многие пожилые люди, оставшись одни после смерти супруга (супруги), страдают от одиночества и навязанной им судьбой независимости. Однако вдовство может дать человеку новые возможности для личного роста.

Возрастная сегрегация и бедность - вот две главные на сегодняшний день проблемы преклонного возраста.

Увеличение зависимости от других людей- психологическая задача, требующая решения. Решения, которое не толкало бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддерживало в нем чувство собственной значимости. Побольше бы среди нас было таких стариков, которые живут на Кавказе, где долгожительство существует как нормальное бытовое явление в многообразной картине жизни.

Литература

1. Хрестоматия. Психология развития. - Санкт-Петербург, Изд-во «Питер», 2001.

2. Ежеквартальный научно-практический журнал «Психология зрелости и старения», лето 1999(6), М.; «Центр Геронтолог», 1999.

3.Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М; Изд-во «ACADEMA»,2002.

4. Марина Ермолаева. Практическая психология старости. - М.; Изд-во «ЭКСМО-ПРЕСС»,2002.

5. Грейс Крайг Психология развития. - Санкт-Петербург.; Изд-во «Питер»,2002.

6. Хрестоматия. Психология старости и старения. - М.; Изд-во

«ACADEMA»,2003.

7. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. - Учебник 2-е изд., М., Изд-во МГУ,1999.

8. В.М. Дильман. Большие биологические часы. - М.; Изд-во «Знание», 1981. 9. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. -М.; Изд-во «ACADEMA», 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение психологических теорий старения. Возрастные задачи старости. Анализ особенностей протекания нормативного кризиса пожилого возраста. Поведение человека перед лицом старости. Оказание психологической помощи в кризисе старения пожилого возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Процесс старения и психологические изменения в личности зрелого возраста. Характеристика и профилактика психических расстройств у больных преклонного возраста. Основные стрессоры пожилых людей, пути их преодоления; типы приспособления личности к старости.

    реферат , добавлен 18.08.2014

    Старость - самый парадоксальный и противоречивый человеческий возраст. Различие между понятиями старения и старости. Общая картина жизненного пути человека. Старость как динамичный процесс, связанный со специфичными изменениями условий существования.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2013

    Процесс старения и возрастные изменения в организме. Понятие психического старения. Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте. Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2007

    Геронтология в системе наук о человеке. Типология старости. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте. Психологические факторы старения. Выход на пенсию как психологическая проблема.

    курсовая работа , добавлен 01.01.2003

    Определение понятия "поздний возраст" – заключительного периода онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Физиологические изменения в пожилом возрасте. Изменения в психологии пожилого человека. Роль семьи в старости.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2012

    Анализ нескольких типов жизни людей в поздние годы, условия, способствующие и препятствующие поступательному развитию личности и за пределами поздней взрослости. Анализ основных теорий старения и старости. Типы старения и определяющие их условия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2008

    Представления о проблеме особенностей восприятия старости у людей различных возрастных групп. Старость как социальная проблема, механизмы и эффекты социальной перцепции. Эмпирическое исследование особенностей социальной перцепции в юношеский период.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Общая характеристика пожилого возраста. Выделение периода старения и старости. Особенности мыслительной деятельности пожилого человека. Характеристика эмоционально-волевой сферы и памяти. Физиологические процессы старения и их влияние на личность.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Методы возрастной и социальной психологии. Особенности и проблемы социализации пожилых людей в современном мире. Основные типологии старости. Биологическое, социальное и психологическое старение. Главные особенности эмоциональных состояний в старости.

© 2024 europastarwatch.ru -- Личностный рост. Любовь. Отношения. Семья. Спорт