Отечественные педиатры. Развитие педиатрии в россии и ссср

Главная / Личностный рост

Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты. В России наиболее известными являются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящего в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1786); А. И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814). В конце XVIII и начале XIX веков в России издано несколько переводных книг по педиатрии, наиболее ценными из них были; «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» Н. Розен фон Розенштейна (1764, перевод -- 1794 г.) и «Руководство к познанию и лечению детских болезней» А. Генке (1809, перевод-1827 г., под редакцией и с добавлениями Е. `О. Мухина). Стоит подчеркнуть, что уже в момент зарождения педиатрии в России была четко осознана необходимость медицинского образования населения, популяризации медицинских знаний. Примерами могут служить изданные Вольным экономическим обществом обстоятельные книги для родителей Кондратия Ивановича Грума: «Наставление по лечению важнейших детских болезней такими лекарствами и средствами, которые доступны и для не врачей» (1839), «Друг матерей» (1840), «Руководство по уходу, воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» (три тома, 1841 -- 1846).

Система организации медицинской помощи детям. Исторически так сложилось, что первые ростки организации медицинской помощи детям связаны с призрением подкинутых детей и относятся к XVIII в. В 1706 г. новгородский митрополит Иов организовал «Дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1764 и 1771 гг, по инициативе крупного государственного деятеля того времени Ивана Ивановича Бецкого (1704 -- 1795) открыты крупные воспитательные дома для «несчастно рожденных» детей (подкинутых и сирот) в Москве и Петербурге. Воспитательные дома при открытии состояли из ряда помещений для детей, маленького лазарета и родильного госпиталя. Позднее в их структуре появились оспенные дома, больницы для детей и служащих (1799). В конце XVIII в., помимо Московского и Петербургского, было еще 25 воспитательных домов в разных городах России. Хотя воспитательные дома и характеризовались огромной заболеваемостью и смертностью (выживало не более 20 -- 25%, а с 1764 по 1797 г. лишь 11% поступивших детей), попытки совершенствовать их работу и снизить высокую смертность можно считать первыми усилиями осмыслить принципы организации помощи детям. Многие основоположники начал русской педиатрии получали свой первый врачебный педиатрической опыт в воспитательных домах (Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ф. Хотовицкий, К. A. Раухфус и др.).

Первая в мире детская больница была открыта в Париже (1802). Первые детские койки (палата на 6 кроватей) в России были учреждены в Санкт-Петербурге в открытой 8 февраля 1806 г. 30-коечной терапевтической клинике первого ректора Медико-хирургической академии (МХА) Иоганна Питера (Ивана Петровича) Франка, но через 3 года по решению следующего руководителя МХА Я. В. Виллие (писал: «солдаты не беременеют и не родят») детские койки были ликвидированы. Первая детская больница в России была открыта в 1834 г. в Петербурге -- Николаевская больница позднее детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница учреждена в Москве в 1842 г. на Малой Бронной улице (в настоящее время она находится на Садово-Кудринской и также носит имя Н. Ф. Филатова). В том же году 10-коечная детская клиника для детей до 3 лет была открыта в составе женской и акушерской клиники МХА. Третья детская больница в России была создана в Петербурге в 1844 г. (Елизаветинская больница для малолетник детей, в дальнейшем -- детская больница имени Л. Пастера). Все перечисленные больницы размещались в приспособленных помещениях и в дальнейшем неоднократно перемещались или закрывались.

Первой детской больницей в России, построенной по специальной программе, составленной К. А. Раухфусом, была больница принца П. Г. Ольденбургского, открытая в Петербурге 30 сентября 1869 г. К. А. Раухфус был с момента открытия до 1908 г. ае главным врачом и в настоящее время больница носит его имя (детская больница М 19 имени К. А. Раухфуса). По его же проекту построена детская больница св. Владимира в Москве, открытая 15 июля 1876 г. (ныне Владимирская детская больница). Во второй половине XIX века это были лучшие детские больницы Европы. К началу ХХ века в России было 25 детских больниц на 2646 коек. Из общего коечного фонда 77% было сосредоточено в Петербурге и Москве.В 1998 г. число детских коек в больницах составило 170 981 (59,4 на 10 000 детского населения).

Амбулаторно-поликлиническая помощь детям. Поликлиническую помощь детям до революции оказывали в амбулаториях при больницах и клиниках. В течение первого года работы Николаевской больницы через «залу оказания помощи приносимым детям» прошло 922 ребенка (в 1904 г.-- 46 650 посещений в год). С 1836 г. амбулаторный прием больных детей вели и в Военно-Медицинской Академии (тогда МХА). В 1902 г. в Петербурге начали открывать городские лечебницы для приходящих больных, где принимали (в том числе и больных детей) думские врачи. В 1901 г. Русское общество охранения народного здравия в Петербурге открыло первое в России учреждение «Капля молока», которое по существу представляло примитивную молочную кухню, где, кроме выдачи простых молочных смесей, давали врачебные советы матерям, проводили санитарно-просветительные беседы. В 1908 г. Г. Н. Сперанский организовал консультацию для матерей по уходу за грудными детьми при Абрикосовском родильном доме в Москве. После Октябрьской революции охрана материнства и детства была объявлена государственной задачей и развернута широкая сеть яслей, молочных кухонь, домов матери и ребенка, консультаций детей грудного и раннего возраста, детских профилактических амбулаторий и поликлиник. Если в 1918 г. в РСФСР насчитывалось всего 28 учреждений по охране материнства и детства, то к 1927 г. -- 2475 [Абросимова М. Ю. и соавт., 2000]. После Великой Отечественной войны (в 1949 г.) консультации для грудных детей и поликлиники объединены в детские поликлиники (не объединенные и объединенные со стационаром). В 1998 г. в России имелось 491 детская поликлиника.

Педиатрия как раздел медицинской науки, система педиатрического образования. Возникновение педиатрии в России как самостоятельной медицинской специальности тесно связано с историей старейшего высшего медицинского образовательного учреждения -- МХА (ныне Российская Военно-Медицинская Академия), основанной в Петербурге в декабре 1798 г. по указу императора Павла 1 и медицинского факультета Московского университета (ныне Медицинская академия имени И. М. Сеченова и Российский государственный медицинский университет).

Петербургская школа педиатров

Предтечей отечественной педиатрии (также как и основоположником отечественного акушерства) следует считать профессора Повивального института Максимовича-Амбодика Нестора Максимовича (1744 -- 1812), который в 1784 -- 1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или наука о бабичем деле…». Пятая часть этого труда, «…содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно -- касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенцам приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объемом 140 страниц, содержала три раздела; 1) о новорожденных младенцах, их качествах, природных свойствах, содержании, попечении и воспитании; 2) о причинах, препятствующих выражению и воспитанию младенцев; 3) о болезнях младенческих вообще.

В мыслях Н. М. Максимовича-Амбодика, изложенных в этом труде, можно найти многие характерные черты отечественной медицины и педиатрии в частности. Это: Профилактическая направленность. Это видно уже из заглавия пятой части, но приведем и некоторые цитаты -- «Впускать воздух в детскую горницу полезно по меньшей мере дважды в день, чаще надо выносить детей на свежий воздух, особенно в хорошую погоду. Прогулки детей на свежем воздухе предохраняют детей от многих болезней». И далее: «Неумеренная теплота, духота ослабляют весь телесный состав. Надлежит заблаговременно приучать детей к холоду и ко всем воздушным переменам. Холодный воздух укрепляет тело», то есть речь идет, как бы мы сейчас сказали, о закаливании. Вероятно, труды Нестора Максимовича были одним из корней, на котором выросла мысль Н. И. Пирогова: «Будущее принадлежит медицине профилактической». Медицинское образование народа и этика. Н. М. Максимович-Амбодик пишет о важности знания женщиной особенностей питания, поведения, одежды во время беременности -- «беременная жена, как скоро почувствует, что она в своей утробе зачала, сугубо обязывается всячески соблюдать добропорядочную жизнь и благоповедение во всем ее состоянию приличное; ибо она должна пещися не токмо о предохранении собственного здравия, но еще иметь попечение и о соблюдении носимого ею утробногоплода».

Нестор Максимович категорически возражал против физического наказания детей и указывал, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои, без сомнения, обращаются во вред здоровью». Он считал, что «Полезно приучать детей к сношению боли… Внедрять в них ласковость, жалость, человеколюбие, вкоренять в их нежное сердце все, что есть доброго и похвального, не допускать детей мучить и убивать неповинную тварь, птичек, бабочек, портить вещи, поступать худо с презрением с рабами».

Безопасное (нетравматичное) акушерство. Н. М. Максимович-Амбодик, являясь отцом русского акушерства, в то же время писал: «Поистине счастливы жены, кои с пособием природы рожают детей благополучно сами, не имея нужды в помощи чужой». Он страстно боролся против предрассудков, суеверий, невежеств в акушерстве, понимая, какой большой вред с далеко идущими последствиями может причинить неумелое акушерское пособие.

Естественное вскармливание. «Материнское молоко -- полезнейшее, надежнейшее, ничем не заменимое питание» -- писал Н. М. Максимович-Амбодик, считая, что прикорм в виде кашки из сухарей или крупы следует давать лишь после пяти месяцев и вводить всякую новую пищу осторожно, постепенно, избегая резких перемен. К сожалению, в середине прошлого века педиатры отошли от этих рекомендаций, но лишь в 80 -- 90-х годах к ним вернулись.

Рациональная фармакотерапия. Два века тому назад Н. М. Максимович-Амбодик пришел к заключению: «Чем проще, чем короче будут врачебные предписания, чем менее много сложны будут аптекарские составы и чем больше с природою согласно будет врачевание болезней, тем больше успехов от врачебной науки и вящей пользы ожидать можно… Ко врачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере, следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только при необходимой нужде». К этим словам нечего добавить, и в них заложены основы клинической фармакологии.

Любовь к больному -- как необходимое условие врачебной профессии.

Гражданственность. А. Ф. Тур (1967) писал о Н. М. Максимовиче-Амбодике: «Нельзя не отметить, что этот оригинально мысливший русский ученый и практический врач, горячо любивший свою родину и свой народ, выдерживал нелегкую борьбу с иностранцами, стремившимися захватить русскую науку в свои руки и насаждавшими спекулятивные принципы во врачебной практике». Он практически создал русскую анатомическую, клиническую и ботаническую терминологию, одним из первых начал преподавать, читать лекции на русском языке и эпиграфом к вышеназванному основному труду своей жизни поставил следующую мысль: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, прилежном соблюдении новорожденных детей, чем продажей и населением необработанной земли неизвестными чужеземными пришельцами». Разве в настоящее время эта мысль не актуальна в России?

Хотовицкий Степан Фомич (1796 -- 1885), профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 г. С этого времени он начал впервые в высшей школе

России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорожденных и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции.

Лекционный курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин (за рубежом эти курсы читались как приватные лишь для врачей, желающих совершенствоваться в педиатрии).

Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует считать то, что его научные труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX века начало подлинно научной педиатрии. С. Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также -- цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрина» (СПб., 1847, 858 с.), где он сначала выделил следующие положения, лежащие в основе научной педиатрии:

Отличие детского организма от организма взрослого заключается не в меньшей величине его органов и меньшей силе отправлений, свойственных человеческому организму, но в особенностях самого состава его органов и их действий, как в здоровом состоянии, так и в период его болезни.

Органические и функциональные особенности ребенка не неизменны: напротив, в ходе развития детский организм ни на один момент не остается в одном и том же состоянии: количественные и качественные изменения в строении и отправлениях детского организма совершаются непрерывно («от утробы до могилы»).

Изменения в тех или иных органах происходят не в одно и то же время: каждая ткань, каждая часть тела имеет свои периоды развития.

Вместе с тем «по окончании каждого отдельного развития не только орган развившийся, но и целый организм, и жизненный процесс его вступают в новое состояние, вовсе отличное от прежнего». Эта целостность организма подчеркнута С. Ф. Хотовицким в его диссертации (1823): «я держу перед глазами все функции организма и не могу рассматривать их изолированно».

В основе изменений детского организма, течения и проявлений заболеваний лежат возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Поэтому изучение и знание органических и динамических (т. е. функциональных) свойств детского организма, его реакции, семиотики и учет всех этих отличий необходимы при профилактике, распознавании и лечении детских заболеваний. При этом должна быть принята во внимание индивидуальность («самоособость») заболевшего ребенка, большая значимость для детского организма внешних влияний и легкость возникновения общих реакций, нередко маскирующих основное заболевание.

Предварительное изучение и знание особенностей детского организма и его реакций, детской семиотики, методики обследования и учет всех этих особенностей необходимы при распознавании и лечении детских заболеваний.

В 1836 г. при кафедре терапии Медико-хирургической академии был открыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 г., когда детская клиника (10 коек для детей до 3 лет) в составе женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания -- единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного. С. Ф. Хотовицкий впервые вкратце описал и обобщенный образ детского врача (смотри эпиграф к разделу «Деонтология педиатра»).

До выхода в отставку в 1847 г. курс детских болезней читал С. Ф. Хотовицкий, а после него эпизодически преподавали в течение 1 -- 2 лет Александр Моисеевич Хоменко, Евгений Венцеславович Пеликан (впоследствии видный судебный медик), Иван Михайлович Балинский (впоследствии известный психиатр и невролог), Антон Яковлевич Крассовский (крупный акушер-гинеколог). К сожалению, все эти ученые вели лишь лекционный курс.

С февраля 1861 г. детское отделение расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование клиникой, чтение лекционного курса, руководство практическими занятиями студентов было поручено Радецкому Ивану Ивановичу (1835 -- 1904), который в том же году после успешной защиты диссертации («Патология катарального воспаления легких у новорожденных и грудных детей») был избран приват-доцентом, то есть в 1861 г. была создана первая в России клиническая доцентура по курсу детских болезней.

С весны 1862 г. преподавание педиатрии в МХА было передано приват-доценту Зеленскому Михаилу Самуиловичу (1829 -- 1890), который начинал свой курс с изложения гигиены детского возраста, диететики, ухода за новорожденными, подробного ознакомления с естественным и искусственным вскармливанием ребенка, особенностями женского молока и его количественными и качественными изменениями в зависимости от различных физиологических и патологических состояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в программе М. С. Зеленского с исчерпывающей на то время полнотой, и его по праву считают первым в России педиатром-неврологом.

Флоринский Василий Маркович (1834 -- 1899), профессор МХА (акушер-гинеколог), с сентября 1865 г. приступил к чтению систематического курса педиатрии, объединив теоретический курс педиатрии с заведованием клиникой детских болезней в одних руках. В связи с тем, что в 1865 г. в МХА было организовано систематическое клиническое преподавание педиатрии, этот год в отечественной литературе считают годом основания первой в России кафедры детских болезней.

Быстров Николай Иванович (1841 -- 1906), первый в России профессор-педиатр, докторскую диссертацию на тему «Действие бромистого аммония на животный организм и терапевтическое употребление его в детской практике» защитил 11 января 1869 г. Осенью 1870 г. Н. И. Быстров после возвращения из заграничной командировки по поручению Конференции Академии приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней. В 1874 г. кафедра детских болезней МХА получила постоянную базу (где и размещается по настоящее время) и официальный статус. Заслугой Н. И. Быстрова является и то, что он впервые в России вводит в свое изложение вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы гласил: «Смертность детей первого возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увеличивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ».

В ноябре 1879 г. по инициативе Н. И. Быстрова Конференция МХА, «имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней», постановила ввести в экзамен лекаря и испытание по детским болезням.

В 1885 г. по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.

Раухфус Карл Андреевич (1835 -- 1915) выдающийся отечественный педиатр, ибо он был:

  • 1) первым в России детским патологоанатомом (за 10 лет работы в Воспитательном доме вскрыл трупы более 1000 детей);
  • 2) первым в России отоларингологом (создал гортанное зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии, описал отек гортани, связок и подсвязочного пространства как следствие инфекционного ларингита, и др.);
  • 3) выдающимся реформатором и знатоком строительства детских больниц, и созданная по его проекту больница принца Ольденбургского, открытая в 1869 г. и бывшая на то время лучшей детской больницей в Европе (что закреплено золотой медалью, полученной в 1878 г.

На выставке в Париже), носит в настоящее время его имя (главн м врачом этой больницы он был в течение 38 лет и впервые в России выделил в ней карантинное отделение, дезкамеру, клиническую и биохимическую лаборатории и др.);

  • 4)первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, а в дальнейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицированной помощи детям с врожденными пороками сердца;
  • 5)наблюдательным и вдумчивым клиницистом, описавшим, в частности, укорочение перкуторного тона на стороне здорового легкого при выпотном плеврите (треугольник Раухфуса);
  • 6) одним из творцов отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (врачей первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных русских педиатров, в том числе и профессоров (В. Е. Чернов, А. А. Кисель, П. М. Аргутинский, А.А. Русов, И. И. Лебединский, Н. И. Лунин и др.).

Гундобин Николай Петрович (1860 -- 1907) -- ученик Н. А. Тольского и Н. И. Быстрова, профессор и заведующий кафедрой детских болезней ВМА. Н. П. Гундобина по праву считают основоположников русской научной педиатрии, ибо за 11 лет руководства Н. П. Гундобиным кафедрой детских болезней на ней выполнено 112 докторских диссертаций, обобщенных им в капитальном труде «Особенности детского возраста», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1906 г., книге, которая сразу же вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и являлась настольным руководством для педиатров на протяжении десятилетий. Сознавая важную роль аппаратных и лабораторных методов диагностики, Н. П. Гундобин все же говорил в своих лекциях: «Только клиническое наблюдение у постели больного научит Вас ставить диагноз и предсказание, назначить больному правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание… Одно лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста». Н. П. Гундобин активно участвовал в создании Союза борьбы с детской смертностью (1904 г.), был председателем отделения гигиены воспитания и образования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900 г.). Николай Петрович писал: «Молодое поколение -- это надежда и будущность нации. Правильное развитие и воспитание детей -- залог роста и развития всей страны». Н. П. Гундобин -- автор неоднократно переиздававшегося фундаментального труда «Общая и частная терапия болезней детского возраста» (СПб., 1896, 1900, 1906) и пользовавшейся широкой популярностью у матерей научно-популярной книги «Воспитание и лечение ребенка до семилетнего возраста» (1907, 1909, 1913).

В день 200-летия ВМедА (1998 г.) ее начальник, в дальнейшем министр здравоохранения РФ, академик РАМН Ю. Л. Шевченко напомнил слова Николая Петровича: «Врачи одинаково нужны в городах и селах, в народе и в войсках. Они должны служить, и служат не только целителями, но и проповедниками полезных и практических сведений из гигиены и медицины… Необходимые силы для того, чтобы целыми годами, изо дня в день видеть перед собой болезни и страдания во всех слоях общества, можно почерпнуть только из искренней преданности и любви к человечеству. Без любви к человечеству нет врача».

Шкарин Александр Николаевич.(1876 -- 1921), профессор, в 1909 -- 1921 гг.-- начальник кафедры детских болезней ВМедА, внес весомый вклад в изучение особенностей различного вида обмена веществ, диететики больного и здорового ребенка, аномалии конституции. В начале прошлого века ежегодно он читал курсантам 8 лекций по диететике и издал их в виде книги: «О кормлении здорового и больного ребенка» (СПб., 1909, 1912). Кроме того, А. Н. Шкарин в 1910 -- 1913 гг. впервые в истории педиатрических русских клиник организовал молочную кухню, отделение и амбулаторные приемы для грудных детей.

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Пе­диатрия - слово греческого происхождения (paid - ребенок, iatrea - врачевание). Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев вну­триутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового воз­раста (18 лет) включительно и является по существу медициной растущего организма.

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними, лечению имеются в древних рукописях государства Урарту, Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии. «Отец» медицины, греческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), в книге «О природе ребенка» приводит сведения о за­кономерностях роста ребенка и развития ребенка. В трудах таких врачей античного мира, как Соран Эфесский, Гален, также можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В XV-XVI вв. появляются отдельные книги, посвященные детским болезням. В XVII в., благодаря классиче­ским работам английских ученых Глиссона, Сиденхема о рахите, оспе и кори, скарлатине, получившим всемирную известность, педиатрия привлекает внимание врачей.

В 1766 г. было напечатано первое руководство по педиатрии шведского врача Р. Розенштейна «Руководство к познанию детских болезней», в котором автор опирался преимущественно на свой кли­нический опыт и результаты вскрытий, а также на существовавшую в то время литературу по данному вопросу. Он подробно рассма­тривал проблемы естественного и искусственного вскармливания, предупреждения врожденного сифилиса путем лечения кормящей матери, изгнания глистов и предупреждения гельминтозов и т. д. Он дал основательное описание клинического течения натуральной оспы, дифтерии, коклюша и других болезней, а также рекомендации относительно лечения в соответствии с уровнем развития медицины своего времени. Дополнением к этому начинанию явились работы немецких врачей X. Гуфеланда о золотухе, Ф. Гофмана о врожденном сифилисе и др. В первой половине XIX в. значительный вклад в раз­витие педиатрии внесли французские педиатры, которые значитель­но углубили понимание диететики детского возраста, заболеваний желудочно-кишечного тракта, различных форм пневмоний, тубер­кулезного менингита, врожденного сифилиса, ателектаза легких, приобретенных пороков сердца и других болезней. В 40-х гг. XIX в. появились работы австрийских врачей Л. Маутнера и Ф. Майра по диететике, семиотике детских болезней. Их усилиями в стране была создана первая педиатрическая школа. В 1837 г. в Вене открылась детская больница с амбулаторией. Почти одновременно создаются детские больницы в Германии. Появляются первые учебники по детским болезням, преимущественно компилятивного характера. В это же время был создан детский госпиталь в Стокгольме (1845). Работами врача И. Гейне (1840) было положено начало изучения детского полиомиелита.



В конце XIX - начале XX вв. в ряде стран были открыты новые детские больницы, организованы отделения и. созданы специальные больницы для грудных детей. Начала складываться система охраны здоровья детей, в которой педиатрия занимала ведущее место. В Германии в 1902 г. была создана Лига по борьбе с детской смертностью, а в 1909 г. - институт по борьбе с детской смертностью в Берлине. В 1911 г. в Берлине был проведен первый Международный конгресс по охране младенчества, а в 1912 г. в Париже был созван Международный конгресс педиатров. От­носящиеся к этому периоду работы немецкого педиатра А. Черни (1863-1941) были посвящены физиологии и патологии пищева­рения и обмена веществ у детей. Он ввел понятие «расстройства питания», разработал их классификацию и описал картину так называемого экссудативного диатеза. Одним из основателей французской педиатрии является А. Марфан (1852-1942), разра­батывавший почти все важнейшие разделы педиатрии, особенно вопросы борьбы с туберкулезом у детей. Он принял участие в организации охраны сирот и покинутых детей, консультаций для детей раннего возраста, обществ «Капля молока», учреждений для предохранения детей от туберкулеза. Крупный вклад в развитие педиатрии в Венгрии, особенно работами о детских заразных болезнях (в том числе монография об интубации при дифтерии), внес Я. Бокай (1858-1937). В области детской инфекционной патологии видное место принадлежит австрийскому патологу и педиатру К. Пирке (1874-1929). Его труды посвящены изучению сывороточной болезни, аллергических явлений и туберкулеза у детей. В 1907 г. им разработана диагностическая кожная реакция на туберкулез. Он автор методики определения нормы упитан­ности детского организма. Создатель крупной школы педиатров в Германии М. Пфаундлер (1872-1947) разработал учение о диатезах и роли наследственности при них. Совместно с А. Шлоссманом он создал пятитомное руководство по педиатрии, которое продолжает оказывать влияние на формирование научных взглядов педиатров.

В России выделение педиатрии в самостоятельную меди­цинскую дисциплину произошло в XIX в. , однако уже в XVIII в. ряд ученых и общественных деятелей обращают внимание на актуальные вопросы, связанные с охраной здоровья детей. На чрезвычайно высокую детскую смертность в России обратил внимание М. В. Ломоносов , и в своем письме «О размножении и сохранении российского народа» он предлагал ряд мер по борьбе со смертностью. В 1721 г. был издан сенатский указ «О строении госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья». Воспитательные дома были открыты в 1763 г. в Москве и в 1771 г. в Петербурге благодаря деятельности И. И. Бецкого. Передовые ученые того времени понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеют правильный уход и питание. Наиболее известными явля­ются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа», «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни; А. И. Данилевского «Слово о необхо­димых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа». Основоположником отечественного акушерства и ученым, внесшим большой вклад в развитие педиатрии, следует считать профессора Повивального института Н. М. Максимовича-Амбодика (1744-1812), который в 1784-1786 гг. опубликовал обширную книгу «Искусство повивания, или Наука о бабичем деле». Часть этого труда содержала разделы, посвященные новорожденным детям, проблемам нарушения развития детей и детским болезням в целом. В 1798 г. в Санкт-Петербурге была основана Медико-хирургическая академия (МХА), ныне Военно-медицинская академия (ВМА), с которой связаны многие славные страницы истории отечественной педиа­трии. Так, в 1806 г. в терапевтической клинике МХА была открыта палата на 6 детских коек, и это было первое детское отделение в России. В 1834 г. в России в Санкт-Петербурге была открыта первая детская больница (Николаевская больница, позднее дет­ская больница имени Н. Ф. Филатова). Вслед за ним в 1840-х гг. в Москве появились Ольгинская, Софийская и Владимирская детские больницы. С. Ф. Хотовицкш (1796-1885), профессор МХА, в 1836 г. был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях». С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции. Свои на­учные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом ори­гинальном отечественном руководстве по педиатрии «Педиятрика» (1847). Ему принадлежит знаменитая формула о том, что «ребенок не есть маленький взрослый», что ему присущи анатомические, физиологические и, соответственно, патологические особенности, требующие особого изучения и медицинского подхода. Заслугой профессора МХА Н. И. Быстрова (1841-1906), первого в России профессора-педиатра, является введение в преподавание вопросов детского здравоохранения и организации детских лечебных учреж­дений. В 1885 г. по инициативе и при непосредственном участии Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей. Одним из выдающихся отечественным педиатров был К. А. Раухфус (1835-1915). По его планам были построены две детские больницы - одна в Петербурге (больница принца Ольденбургского, 1869 г., которая в настоящее время носит имя Раухфуса), другая в Москве - больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. К. А. Раухфус внес большой вклад в развитие детской патологической анатомии, ото­риноларингологии, детской кардиологии. Профессора кафедры детских болезней ВМА Н. П. Гундобина (1860-1907) считают одним из основоположников отечественной научной педиатрии. Итоги научных исследований Н. П. Гундобина и его учеников нашли отражение в работе «Особенности детского возраста - основные факты к изучению детских болезней» (1905), и многие положения, содержащиеся в этом труде, не потеряли актуальности до настоя­щего времени. Н. П. Гундобин в своих работах в области педиатрии во многом придерживался концепций, близких к тем, которые исповедовал в терапии С. П. Боткин. Н. П. Гундобин активно участвовал в создании «Союза борьбы с детской смертностью» (1904), был председателем отделения гигиены воспитания и об­разования, а также школьной гигиены русского Общества охраны народного здравия (1900). Н. А. Тольский (1832-1891) - основа­тель детского отделения (1868), клиники (1891) и кафедры (1888) детских болезней Московского университета, московской школы педиатров; активный пропагандист профилактической направлен­ности медицины, один из основоположников школьной гигиены. Н. Ф. Филатов (1847-1902) - выдающийся отечественный пе­диатр, впервые выделивший как самостоятельные заболевания идиопатическое воспаление лимфатических желез (инфекционный мононуклеоз), скарлатинозную краснуху. Н. Ф. Филатов впервые в России применил противодифтерийную сыворотку, а также люмбальную пункцию для диагностики менингита. Моногра­фии Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890), «Лекции об острых инфекционных болезнях удетей» (1885, 1895), «Краткий учебник детских болезней» (издавался 12 раз!), «Клинические лекции» (1890, 1902) являются золотым фондом отечественной педиатрии и переведены на основные европейские языки. Н. Ф. Филатов как клиницист шел по пути, во многом близким к пути известного терапевта Г. А. Захарьина, считая его «путеводной звездой». М. С. Маслов (1885-1961) руководил кафе­дрой и клиникой детских болезней ВМА и кафедрой факультетской педиатрии в Ленинградском педиатрическом медицинском инсти­туте. Направления научных исследований М. С. Маслова включали в себя изучение биохимических и функциональных особенностей детского организма в норме и при патологии; разработку учения о конституции и аномалиях конституции ребенка; реактивности детского организма. А. Ф. Тур (1894- 1974) с 1925 г. заведовал рядом кафедр в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. А. Ф. Тур является одним из основоположников отечественной детской гематологии и эндокринологии, неонатологии, диететики. А. А. Кисель (1859-1938) в начале своей врачебной деятельности работал в детской клинике ВМА, с 1910 г. заведовал кафедрой детских болезней медицинского факультета Московского универ­ситета, затем кафедрой 2-го Московского медицинского института (ныне Российский медицинский университет имени Н. И. Пиро-гова). А. А. Кисель известен как сторонник профилактического направления в педиатрии и использования природных факторов для предупреждения и лечения болезней детей, санаторно-курорт­ного лечения, наблюдения за естественным течением болезни. Он внес существенный вклад в изучение туберкулезной интоксикации и ревматизма у детей. Г. К Сперанский (1873-1968) - выдающийся педиатр, ученик Н. Ф. Филатова, является одним из основопо­ложников организации системы охраны материнства и детства в России. Еще в 1908 г. он организовал в Москве консультацию для матерей по уходу за грудными детьми и был одним из первых педиатров, начавших работать в родильном доме (1906), редактор и основной автор учебника «Болезни раннего детского возраста» (1934). Исследования Г. Н. Сперанского и его школы в области расстройств питания и пищеварения у детей раннего возраста, неонатологии, сепсиса, пневмоний удетей грудного возраста, не­фрологии и многие другие отличаются новизной мысли и большой практической значимостью. Он был сторонником профилактиче­ского направления педиатрии, организации перинатальной службы и специализированных родильных домов. Вместе с развитием педиатрической науки шло развитие и становление детской психологии и тех ее аспектов, которые с позиций сегодняшнего дня могут рассматриваться как вопросы детской клинической психологии. Исследования психического развития детей начались в эпоху Античности и нашли свое отра­жение в трудах таких философов, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, что, в свою очередь, оказывало влияние на миро­воззрение врачей Античности и Средневековья. Вот почему не­удивительно, что вопросы психологии ребенка разрабатывались рядом выдающихся врачей того времени. Так, знаменитый врач средневекового Востока Авиценна (Ибн Сина) (980-1037) явился одним из первых исследователей в области возрастной психофи­зиологии, изучив связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Важное значение Авиценна придавал воспитанию, по­средством которого, по его мнению, осуществляется воздействие психики на организм. Идея взаимосвязи психического и физио­логического разрабатывалась Авиценной исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности, излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экс­периментом. Авиценне также приписывают попытки изучения неврозов и использование при этом зачатков экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Становление детской психологии как науки относится к концу XIX - началу XX в., и свою весомую лепту в этот процесс внесли многие видные педиатры того времени. Так, А. Черни указывал, что в результате тесной связи между физическими и психическими факторами неблагоприятные воздействия, ошибки, допущенные в ходе воспитания ребенка, в конечном счете могут вылиться в забо­левание. Большое значение для становления практической детской психологии имели работы отечественных педиатров И. В. Тарха­нова, Н. П. Гундобина, Е. А. Покровского, которые считали, что проблема воспитания нравственной личности является задачей не только педагогики, но и других наук, в том числе педиатрии, а также занимались профилактикой школьных болезней. Исследо­вание психического развития ребенка привело многих педиатров к мысли о значимости семьи и семейного климата в этом процессе, поэтому многие из них старались не только анализировать основ­ные задачи семейного воспитания, но и начать систематическое просвещение родителей. Исследовалась роль не только семьи, но и школы, в том числе методы оптимизации умственного развития ребенка, а также причины школьной дезадаптации. Эти работы также проводились совместно психологами, педагогами и врачами. К концу XIX в. можно также отнести и зарождение клини­ческой психологии как самостоятельного научного направления. Само понятие «клиническая психология» было введено американ­ским исследователем Л. Уитмером (1867-1956), который в 1896 г. основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании. Примечательно, что в этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном обследовались и лечились дети со слабой успеваемо­стью. В 1907 г. Л. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic».

Развитие детской практической психологии и укрепление ее связи с клинической педиатрией было тесно связано с педологи­ей - комплексной наукой о ребенке, в основе которой лежала идея педоцентризма, т. е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов: психоло­гов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, данная наука объединяла все отрасли знаний, связанные с исследованием детского разви­тия. Основоположником этого направления явился американский психолог Г. С. Холл (1844-1924), который одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса станов­ления психики конкретного ребенка. Хотя многие положения педологической концепции были впоследствии пересмотрены, сама педология как наука очень быстро завоевала популярность во всем мире и была привнана почти до середины XX в.

Развитие детской психологии и педологии требовало не только. четкого определения предмета и задач этих наук, но и разработки новых объективных методов оценки психического развития детей, которые по своей достоверности и объективности не уступали бы естественнонаучным. Одним из первых такие методы разработал А. Бине (1857-1911), который начал экспериментально исследо­вать этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий. Эти исследования привели автора к мысли о том, что можно разработать определенные нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие про­вести диагностику процесса формирования их мышления, и для каждого возраста были сформулированы определенные задания разной степени сложности, исследующие разные стороны интел­лектуального развития.

Одной из наиболее значимых концепций детской психологии, оказавшей существенное влияние и на педиатрическую практику, стала теория привязанности, разработанная английским психоло­гом и психиатром Док. Боулби (1907-1990). Работая с малолетними правонарушителями, он пришел к мысли о том, что основные проблемы, испытываемые такими детьми в процессе социализа­ции, связаны с нарушением общения с родителями, недостатком тепла и заботы в раннем возрасте. Идея автора состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, и разрыв этой связи приво­дит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Дж. Боулби показал, что подобные нарушения могут проявиться не сразу, а значительно позднее, часто лишь в подростковом возрасте. Исследования Дж. Боулби свидетельствовали о том, что дети, имевшие тесный эмоциональный контакт с матерью, характеризовались более вы­сокими результатами в уровне познавательной активности, чем дети, которые росли в холодных семьях, или дети, потерявшие мать в дошкольном возрасте. Автор также доказывал, что у под­ростков, которые не имели устойчивой эмоциональной связи с матерью, чаще наблюдаются депрессии, формируются изменения в структуре личности. Эти работы Дж. Боулби привели в 1950-х гг. к изменению условий госпитализации маленьких детей, которых перестали разлучать с матерью, а также повлияли на формирование принятой в настоящее время практики совместного пребывания родильницы и новорожденного ребенка.

Большое внимание отношениям ребенка и семьи и особен­но отношениям ребенок - мать уделял Э. Эриксон (1902-1994), который пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Автор пола­гал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека. Влияют на этот процесс не только родители и близкие к ребенку люди, т. е. не только узкий круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом. Сам этот процесс Э. Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Значительный вклад в учение о развитии ребенка внес выда­ющийся швейцарский психолог Ж Пиаже (1896-1980), который пришел к выводу о том, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ре­бенок. Ж. Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит организма к окружающей среде, при этом адаптация - не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой, являющееся необходимым условием развития ребенка.

Существенный вклад в формирование представлений о раз­витии ребенка внес видный отечественный психолог Л. С. Выгот­ский (1896-1934). Исследуя речевое мышление, Л. С. Выготский по-новому решил проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Автором была разработана периодизация жизненного цикла человека, не утратившая своего значения, в основу которой положено чере­дование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новооб­разований. Существенным вкладом в педагогическую психологию является введенное Л. С. Выготским понятие «зона ближайшего развития», под которой понималась «область не созревших, но со­зревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребенок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого.

Исследования другого отечественного психолога Д. Б. Элъконина (1904-1984) были посвящены проблемам игровой деятельно­сти детей и периодизации детского возраста. Он выделял структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, вообража­емая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. Исследования Д. Б. Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее ведущее значениедля формирования психических функций и личностных качеств детей. Большое значение имеет и разработанная автором периодизация детского возраста, в основу которой положены познавательная и мотивационная стороны деятельности ребенка.

Развитие учения о здоровом и больном ребенке является пред­метом научного поиска современных отечественных и зарубежных педиатров и детских психологов, что открывает новые горизонты улучшения здоровья детей и оптимизации их развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково происхождение термина «педиатрия»"?

2. В трудах каких медиков Античности, Средневековья и Нового времени нашли отражение вопросы педиатрии?

3. Когда началось становление педиатрии как науки?

4. Назовите наиболее видных отечественных и зарубежных педиатров. Каков их принципиальный вклад в развитие педиатрии?

5. Какие вопросы, относящиеся к предмету детской клини­ческой психологии, нашли свое отражение в работах основоположников педиатрии?

6. Каково влияние трудов виднейших отечественных и зарубежных психологов на развитие педиатрической науки и форми­рование учения о здоровом и больном ребенке?

Литература

1. Заблудовский П. К, Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Медицина, 1981. 352 с.

2. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологи­ческая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. 384 с

3. Кельмансон И.А. Основы педиатрии для детского клинического психолога.-СПб.:Речь,2010.-348с.

4. Марцинковская Т. И. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Владос 1998. 272 с

5. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. СПб.: СпецЛит., 2003. 893 с.

Педиатрия, или учение о детских болезнях, - молодая медицинская наука; до XIX века педиатрия как самостоятельная медицинская дисциплина не существовала. Для детей не было отдельных больниц, они лежали в общих палатах со взрослыми, иногда по нескольку человек на одной кровати. Не было и детских врачей. Лечением детей обычно занимались опытные женщины, или «повивальные бабки», акушерки. Смертность детей, особенно первых лет жизни, была чрезвычайно высокой. Первым из русских учёных, заговоривших о необходимости борьбы с высочайшей детской смертностью, был М.В. Ломоносов (1711-1765). В труде «О размножении и сохранении российского народа» он предложил меры «по устранению этого зла». Следует сказать, что в те времена было распространено подкидывание детей, особенно незаконнорождённых. По инициативе одного из крупных государственных деятелей (И.И. Бецкого) и с согласия Екатерины II в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) были открыты специальные воспитательные дома для детей-подкидышей. В Петербургском воспитательном доме в течение многих лет работал замечательный врач-акушер Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812). В оригинальном труде «Искусство в повивании, или наука о бабичьем деле» (1786) он посвятил несколько разделов вопросам ухода за ребён- ком «от рождения до отроческого возраста», описанию детских болез- ней и способам их лечения. Но систематическое изучение детских болезней стало возможно только с открытием детских больниц. Россия была одним из первых европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая из них открылась в 1802 г. во Франции по приказу Наполеона I, вторая - в Петербурге в 1834 г., третья - в Москве в 1842 г.

написал и первый учебник по детским болезням на русском языке - «Педиятрика», где развил очень важную мысль о необходимости знания отличий детского организма от взрослого, т.е. анатомо-физиоло- гических особенностей для диагностики и лечения детских болезней. Однако систематическое преподавание детских болезней в Москве и Петербурге началось лишь в 60-е годы XIX века. В Петербурге курс педиатрии в Военно-медицинской академии с 1863 г. читал профессор В.М. Флоренский, а в Москве на медицинском факультете Московского университета с 1861 г. - доцент акушерской клиники Н.А. Тольский. С этого времени на протяжении 30 лет он развивал новую дисциплину - педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней. Сначала на базе факультетской терапевтической клиники ему было выделено 11 коек с отдельной амбулаторией, а затем, после выделения земли Государственной думой под строительство клиник на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета, Н.А. Тольский разработал план строительства инфекционных бараков и клиники. Инфекционные бараки были государственными, клиника была частной благотворительной, построена на средства фабриканта М.А. Хлудова и открыта 23 мая 1891 г. Хлудовская больница соответствовала всем требованиям науки и гигиены того времени и вызывала восхищение как организацией, так и внешним видом. Клиника была рассчитана на 25 коек и включала амбулаторию, где помимо педиатров работали хирурги, ортопеды и отоларингологи. Кафедра детских болезней Н.А. Тольского воспитала выдающихся педиатров - Н.С. Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова. За три месяца до открытия клиники профессор Н.А. Тольский скоропостижно скончался.


Руководителем кафедры и клиники стал выдающийся российский педиатр, прекрасный врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов. Его регулярные обходы и клинические разборы больных пользовались ис- ключительной популярностью и послужили прекрасной школой для плеяды молодых врачей. Заслуги Н.Ф. Филатова заключаются также в том, что он создал оригинальные руководства, учебники и монографии: «Лекции об острых инфекционных болезнях», «Клинические лекции», «Семиотика и диагностика детских болезней», отражавшие особенности клинической картины и диагностики детских болезней в России. Эти книги выдержали несколько изданий, в том числе и за ру- бежом. Велико и научное наследие Н.Ф. Филатова: он изучал инфекционные заболевания у детей, в том числе патогенез острых кишечных расстройств у детей грудного возраста, впервые (одновременно с американским педиатром Копликом) описал специфический симптом кори - белесоватые пятна на слизистой оболочке щеки, имеющие диагностическое значение. Ему принадлежит описание скарлатиноз-

Н.А. Тольский Н.Ф. Филатов Н.С. Корсаков

ной краснухи и железистой лихорадки. Н.Ф. Филатов был организатором и председателем Московского общества детских врачей.

С появлением Московской и Петербургской школ педиатрия стала быстро развиваться. Появились кафедры педиатрии в Киеве, Тарту, Одессе, Казани. Ими руководили ученики Н.А. Тольского, В.М. Флоринского, Н.Ф. Филатова. В Москве, Петербурге и Саратове возникли общества по борьбе с детской смертностью. Московское общество возглавил выдающийся русский педиатр Г.Н. Сперанский. Были проведены массовые организационные мероприятия, обеспечи- вающие охрану материнства и младенчества.

В 1920 г. был создан Комиссариат здравоохранения под руководством Н.А. Семашко, что позволило принять реальные меры по борь- бе с детской смертностью. Этому способствовало также создание детских яслей, садов, консультаций и больниц, а также мощной сети научно-исследовательских учреждений, где воспитывались новые научно-педагогические кадры.

Одним из таких центров отечественной педиатрии служит клиника детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, где в течение многих десятилетий создавалась школа российских педиатров, основанная Н.С. Тольским и Н.Ф. Филатовым. После смерти Н.Ф. Филатова в 1902 г. кафедру и клинику детских болезней возглавил Н.С. Корсаков - прекрасный клиницист (большинство его трудов посвящено рахиту). С 1923 г. руководителем кафедры стал выдающийся отечественный педиатр, в последующем действительный член АМН, председатель Всесоюзного общества детских врачей В.И. Молчанов. При нём была проведена первая реконструкция клиники: коечный фонд с 25 коек расширен до 70, открыты рентгенов-

ский, физиотерапевтический и электрокардиографический кабинеты, новые лаборатории, консультация, отделение для детей грудного возраста и молочная кухня. В.И. Молчанов в общей сложности проработал в клинике около 60 лет. Его основные научные исследования были посвящены изучению острых детских инфекционных болезней, их диагностике и лечению (эта проблема была очень актуальна). Под его руководством был издан сборник «Труды бараков детской клиники», также вышли в печать его монография-диссертация «Надпочечники и их изменения при дифтерии» и монография «Дифтерия», посвящён- ные грозной инфекции, уносившей в то время многие детские жизни. Им был разработан новый раздел педиатрии - эндокринные заболевания, послуживший материалом для монографии «Расстройства роста и развития у детей». Огромный врачебный и педагогический опыт В.И. Молчанова лёг в основу учебника «Пропедевтика детских болезней», написанного совместно с Ю.Ф. Домбровской и Д.Д. Лебедевым. Преемницей В.И. Молчанова на посту заведующего кафедрой стала его ученица и сподвижница Ю.Ф. Домбровская - академик АМН, за- служенный деятель науки РСФСР, лауреат Ленинской премии, председатель Всесоюзного и московского общества детских врачей. Коллеги называли её «Педиатр? 1». Её профессиональная биография началась в 1916 г.; в течение 54 лет она не покидала стен клиники, пройдя путь от клинического ординатора до академика, заведующего кафедрой. Как и её предшественники и учителя, Ю.Ф. Домбровская объединяла в себе качества прекрасного, чуткого человека, выдающегося учёного и педагога. При ней была проведена вторая реконструкция клиники, построено новое здание, что позволило расширить количество коек с 70 до 250; были созданы новые подразделения (эндоскопия в педиатрии и функциональная диагностика лёгочных заболеваний) и новое направление в педиатрии - изучение проблемы коллагенозов у детей. Ю.Ф. Домбровская воспитала целую школу последователей - проф. Н.А. Тюрина, Е.В. Климанскую, М.И. Анохина, автора этой статьи и свою преемницу Л.А. Исаеву, возглавлявшую кафедру с 1970 по 1991 г.

Как и её предшественники, Л.А. Исаева была академиком АМН СССР, заслуженным деятелем науки, лауреатом Государственной пре- мии СССР, председателем Московского общества детских врачей. Вся её жизнь со студенческой скамьи до конца дней была тесно связана с кафедрой и клиникой. Она активно участвовала в строительстве и становлении нового корпуса, ремонте старой хлудовской больницы, превратившейся в современный стационар. Под её руководством было проведено техническое переоснащение клиники, открыто отделение реанимации и интенсивной терапии, оборудованное по новейшим стандартам, организован научно-исследовательский отдел по изуче-

В.И. Молчанов Ю.Ф. Домбровская Л.А. Исаева

нию диффузных болезней соединительной ткани. В научном плане делом её жизни было изучение актуальных проблем ревматологии, особенно ювенильных коллагенозов - системной красной волчанки (СКВ), системной склеродермии (ССД), дерматомиозита. Работая в этом направлении, она вырастила школу профессоров и докторов наук: В.И. Карташову, Л.К. Баженову, Г.А. Лыскину, Т.М. Ермакову, Н.Н. Уварову, Т.В. Рябову и др. Преемником Л.А. Исаевой с 1991 г. стал академик РАМН, профессор А.А. Баранов, возглавивший Союз педиатров России и ставший директором Института педиатрии РАМН (ныне Научный центр здоровья детей и подростков). А.А. Баранов организовал проведение многих республиканских конгрессов и съездов педиатров России, создал «Российский педиатрический журнал», является членом Совета Союза национальных европейских педиатрических обществ и ассоциаций (UNE PSA).

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Педиатрия - слово греческого происхождения (paid - ребенок, iatrea - врачевание).

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно и является по существу медициной растущего организма.

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его "Афоризмах", в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины - хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.

Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате "О размножении и сохранении российского народа", намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле" содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: "...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого". Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням - "Педиятрика" (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.

Второй период - от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка "как на взрослого в миниатюре" и потребовало отдельного изучения детского организма.

Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.

В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX - начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей - Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Он создал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н. Ф. Филатова "Семиотика и диагностика детских болезней", "Лекции об инфекционных болезнях", "Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей", "Краткий учебник детских болезней", "Клинические лекции" и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде "Особенности детского возраста", который до сих пор не потерял своего научного значения.

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.

Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, в частности медицины, открылись исключительно широкие возможности.

Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В. И. Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08. 06. 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства".

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое - это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977г.).

С каждым годом в нашей стране последовательно улучшается охрана здоровья женщин и детей. Верховным Советом СССР приняты "Основы законодательства Союза ССР и союз...

(В книге-источнике отсутствует часть страницы: 8 )

Нашему улучшению охраны здоровья населения, укреплении законности в этой области общественных отношений. В 1977 г вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения", в котором предусмотрено увеличение числа коек в детских санаториях, родильных домах, увеличение производства продуктов детского питания, улучшение медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах и др.

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.

Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздорови­тельных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А. А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.

Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молча­нова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.

Профессор М. С. Маслов - выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

Профессор А. Ф. Тур - крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М. Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Ле­бедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.

На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в нашей стране имеются все возможности.

В 1981-1985 гг. в соответствии с Решениями XXVI съезда КПСС предусматривается осуществление обширной про­граммы мероприятий по охране здоровья населения, улучшению всех видов специализированной медицинской помощи, на­мечено строительство новых больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев и домов отдыха. Предстоит усилить санитарно-гигиеническую службу, построить новые санитарно-эпидемиологические станции, обеспечить их современным оборудованием. Предусматривалось также увеличение выпуска продукции медицинской промышленности, обеспечение медицинских учреждений новейшими высокоэффективными препаратами и вакцинно-сывороточными препаратами. Дальнейшее развитие в 11-й пятилетке получат физическая культура и спорт.

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

Предмет изучения

  • возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;
  • физическое и НП развитие детей;
  • заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.
  • помощь при несчастных случаях и травмах.

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

Система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

Период социализма 1964 — 1985:

  • социальная защита материнства и детства
  • уменьшение младенческой смертности
  • вакцинация

Период перестройки 1985 — 1991:

  • рост младенческой смертности
  • рост перинатальной патологии, ВАР
  • увеличение заболеваемости школьников
  • увеличение социальной депривации среди подростков

Современная педиатрия характеризуется образованием союза педиатров России в 1994г.. Решение проблем охраны здоровья матерей и детей.

© 2024 europastarwatch.ru -- Личностный рост. Любовь. Отношения. Семья. Спорт